Примерное время чтения: 10 минут
894

Волгоград становится территорией свалки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Нижнее Поволжье 17/04/2013
Фото: из архива «АиФ» – НП»

Мимо проезжает машина, из окна выкидывается пустая пачка от сигарет или банка. Казалось бы, мелочь. Но эта мелочь в масштабах области увеличивается в миллионы раз. Ежедневно в регионе образуются новые и новые свалки, растут старые. В 2012 году было выявлено 1013 мест несанкционированного размещения отходов – это 94 гектара свалок и более 46 тысяч кубометров мусора. Ежегодно на территории области образуется более полутора миллионов тонн отходов. А в летнюю жару они загораются. И вот тогда мусор во всей красе предстаёт как глобальное экологическое бедствие.

Золотое дно

Раннее утро. Хутор Каменный Буерак Городищенского района. Впереди бескрайними горами мусора виднеется полигон ТБО. Над кучами и кучами мусора кружат тысячи чаек. Они такие жирные, что кажется, что это гуси. Говорят, они даже не улетают на зиму с хлебного места. Попасть внутрь, увы, не удаётся. Охраняется полигон, как иной секретный объект. Чтобы привезти и свалить сюда мусор, люди и организации платят немалые деньги, здесь, на свалке, его разбирают, цветмет в одну сторону, бумагу в другую, далее переработка и снова деньги. Свалка – это золотое дно. Впрочем, всё это не более чем догадки, поскольку попасть на свалку непросто. 

В Волгоградской области нет ни одного мусороперерабатывающего завода. И тонны, сотни тонн человеческих отходов остаются гнить в нашей земле. И хорошо, если это происходит на санкционированных свалках. Но часто мусор бросают там, где удобно. Возьмём дачное товарищество «Металлург». На въезде шлагбаум, дежурит охрана, а в овраге вдоль дачных улиц – мусор, мусор и мусор. Кто бросает? Да сами дачники. То же мы видим ежедневно и в областном центре. Некоторые даже научились извлекать прибыль из городского мусора. 

– Мусор, свалки, переработка – это очень прибыльная система, – рассказывает предприниматель, занимающийся сбором и сдачей мусора, представившийся Сергеем Н., – я в ней только небольшая шестерёнка. По слухам, только на одной городской свалке крутятся деньги в размере 6 млрд. рублей. По тем же слухам, все свалки принадлежат даже не местным олигархам, а москвичам. Я винтик маленький, собираю на городских улицах то, что валяется. Увижу алюминиевую банку, остановлюсь, скажу себе: «Подними, Серёга, всё-таки рубль сверху». Но в основном специализируюсь на сдаче бумаги. В неделю в среднем сдаю по 150 кило. Если утром заработал 600 рублей, значит, день удался. Потом из той бумаги делают туалетную бумагу, бумажные салфетки, тарелочки. Чуть дороже принимают пластиковые бутылки – они стоят 5 рублей за кило. Но они лёгкие, собирать их – титанический труд, их нужно собрать, смять, загрузить в машину. Вот поэтому город в них и утопает. 

Ядовитый смог 

Весь Волгоград помнит, как в середине прошлого лета на пару дней в трёх районах города – Советском, Ворошиловском и Центральном было буквально не продохнуть от удушающей гари, в отдельных кварталах города видимость упала до 5–10 метров, удушающий запах горящего мусора ощущался даже сквозь плотно закрытые форточки. Люди задыхались от яда в воздухе, мучились от головной боли. Такой «подарок» городу дало горящее хранилище бытового мусора на левобережье Волги – у посёлка Песчанка под Краснослободском. В нарушение всех норм безопасности мусор хранился в Песчанке на так называемой временной площадке ТБО более 30 лет и не вывозился на полигон для утилизации. В жару произошло самовозгорание глубоких слоёв мусора, которое и создало удушающий ядовитый смог. А ведь проблему можно было упредить. 

Ещё в октябре 2011 года был озвучен доклад «Мусорный капкан», где, в частности, рассказывалось, что «уже в 2012–2013 годах жители нашего города начнут ходить в респираторах, а город окутает сизо-бурая дымка, причина – самовозгорание свалок, продукты горения которых заполнят атмосферу токсичным дымом, превратив мегаполис в зону экологического бедствия, последствия которого на десятилетия отразятся на экологии и здоровье». По данным доклада, город превратился в заложника, сидящего на баллоне с метаном, который на протяжении четверти века скапливается в низших свалочных отложениях за счёт гниения продуктов. Достигнув критической концентрации, метан начинает подниматься вверх, готовый вспыхнуть от молнии, атмосферного электричества или случайной спички. В 80% случаев свалки загораются без участия человека. 

«Находящаяся в состоянии покоя свалка выделяет диоксин – один из сильнейших ядов, который сильнее цианида в 67 000 раз! Он способен сократить человеческую жизнь на пять лет и увеличить риск заболеваемости раком в семь раз. Ко всему этому прибавляем разрушение почвы, загрязнение грунтовых вод, сокращение территорий, пригодных для проживания, уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения. Экологическая катастрофа уже происходит. В случае возникновения пожаров в четыре раза возрастут аллергические и респираторные заболевания, в два раза увеличится смертность», – процитировал выжимку из доклада заместитель председателя ВРОО «РЭНЭ» (Всероссийская региональная общественная организация «Российская Независимая Экологическая Экспертиза») Сергей Ковалёв. 

Доклад был представлен городским и областным чиновникам в 2011 году – мер, предпринятых, чтобы упредить катастрофу и защитить своих жителей, мы так до сих пор и не увидели. Между тем, по данным облкомприроды, на сегодняшний день в регионе скопилось 50–60 млн. тонн отходов, размещающихся на 22 промышленных полигонах, 412 полигонах твёрдых бытовых отходов и городских, поселковых свалках. Из общего земельного оборота выведено более 12 тыс. га. Ежегодный прирост отходов на душу населения составляет 4–6 процентов. От жилого фонда Волгоградской области образуется до 60 процентов твёрдых бытовых отходов и 40 процентов – от деятельности предприятий, учреждений и организаций. По ориентировочным данным, до 30–35% всего бытового мусора «не доходит» до официальных полигонов, а годами накапливается на несанкционированных свалках.

Штраф за свалку, который грозит муниципальному образованию, буде её найдут чиновники, грозит в размере от 10 до 20 тысяч рублей. Ущерб для жителей от гниения и разложения под боком никто не оценивает. 

Даешь Японию! 

Специалисты утверждают, что существует три способа обращения с ТБО: захоронение на полигонах, сжигание и переработка (рециклинг). Хотя технология мусоросжигания вызывает всё больше нареканий со стороны экологов. 

 В Волгоградской области наиболее часто применяется первое – мусор брикетируют и свозят в специально отведённые места для захоронения. Между тем в Западной Европе мусор всё чаще используется в качестве топлива. Из органической массы (отходы продуктов питания) получают экологически чистый биогаз, а неорганические ТБО либо сжигаются, либо направляются на переработку. 

Разумеется, до Японии с её глубиной переработки вторсырья в 90–95% нам весьма далеко. Как сообщил член региональной общественной палаты Олег Капустин, ни один объект размещения твёрдых бытовых отходов на территории Волгоградской области пока не может в полной мере быть назван полигоном, поскольку не отвечает требованиям природоохранного законодательства. «Всё это, – считает общественник, – санкционированные свалки, где практически не соблюдаются технологии складирования, захоронения, утилизации мусора».

Ещё в 2010 году региональные власти заявили: до 2013 года в регионе будет построено 10 современных полигонов ТБО, установлено 10 мусороперерабатывающих станций и шесть мусоросортировочных межрайонных комплексов, а в решение «мусорной проблемы» будет инвестировано 2 млрд. рублей. Но эти планы так и остались пустым звуком.

ЦИФРЫ

Цены на мусор (руб./кг):

Алюминий – 34–45

Пластиковые бутылки – 5

Стекло – 1

Оконное стекло – 1,2

Медь – 180

Свинец – 45

КОММЕНТАРИЙ

Мы хороним свои деньги

Владимир Желтобрюхов, профессор, доктор технических наук, заслуженный эколог РФ:

– В Волгограде по сути действуют два полигона, на которых 90% всех отходов зарывают в землю и только 10% методом ручной сортировки прессуется. Для сравнения: на Западе почти 100% накопленного населением мусора проходит глубокую сортировку и 10% захоранивается на специальных полигонах. Причём мусор стал одним из самых высокодоходных сфер бизнеса. Но мы ленимся поднять деньги с земли, а ещё больше не хотим думать. Но придётся – уже в следующем году заработает закон, запрещающий захоранивать мусор. У нас есть всего год, чтобы запустить хотя бы механизм переработки твёрдых бытовых отходов. На готовом полигоне организация глубокой сортировки обойдётся инвестору в 150–200 миллионов – при таком подходе за год вложенные средства вернутся, ведь доход возрастёт в 10 раз. 

Другая проблема: в регионе не налажен механизм сбыта вторичного сырья. Но велосипед изобрели до нас – топливо, получаемое при грамотной утилизации мусора, используется на Западе прежде всего при производстве цемента. Сегодня себестоимость топлива на нашем цементном заводе составляет 40%, в случае запуска механизма будет только 4%.  

МНЕНИЕ

«Бич всей цивилизации»

Проблему успешно решают везде, но только не у нас.

– Мусорные свалки, бытовые отходы – это проблема не только для России. Это бич всей цивилизации. Каждый решает её по-разному. Китай скупает по всему миру выброшенные пластиковые бутылки, перерабатывает их, делает ткань или вещи и потом по всему миру продаёт. Мы идём по самому варварскому пути – свозим все отходы и закапываем в землю. Мусор – это мина замедленного действия, которая убивает исподволь. Проблему нельзя решить расширением сети полигонов ТБО. Но последние десятилетия власти совершенно ничего не предпринимали для улучшения ситуации. Чиновники строят планы, мотаются по всему миру в командировки за бюджетный счёт «для изучения передового опыта», а дело особо не движется. Вы слышали где-то сообщения о пуске в регионе нового современного мусороперерабывающего комплекса? Всё планы да планы. Даже соседние регионы предпринимают большие, чем мы, практические усилия. Что касается новых легальных свалок. Земли в нашей матушке-России действительно много, но занимать её под всё новые и новые мусорные «хранилища» – дело бесперспективное и опасное.

Валерий Бгашев,

председатель президиума Волгоградской областной общественной организации охраны природы

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Как сообщили в пресс-службе регионального правительства, власти увидели выход в создании дополнительных полигонов по переработке отходов и приглашают инвесторов. Сейчас предложения нескольких компаний находятся на рассмотрении в региональном правительстве. Французская и литовская стороны свои идеи уже представили. На очереди компания «Эко-система», которая готова вложить 2 миллиарда рублей, чтобы решить на территории Волгограда и Волжского проблему вывоза и утилизации мусора. «Эко-система» предлагает оборудовать в регионе три полигона с мусоросортировочными комплексами. Претворить выбранную идею в жизнь обещано до конца 2014 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах