На ю-тубе появилось видео, где группа молодых людей в масках, вооружённых молотками, сначала закупают пакетик спайса (курительная смесь, разрешенная к продаже, фактически наркотик), высыпают его на землю и начинают разбивать киоск.
Кто-то заклеймил их хулиганами, другие предположили, что ребята расчищают нишу для других торговцев, а большая часть восприняла их как героев. Мы решили встретиться с парнями и понять, кто же они на самом деле.
Это был экшен!
МАС (Молодёжный антинаркотический спецназ) действует уже в десятках городов России. В Волгограде отделение появилось в начале года.
– У нас несанкционированная группа, в которой нет руководителя, – рассказывает Александр, один из координаторов волгоградского МАСа. – На нашей страничке в соцсетях зарегистрировано уже 4000 человек, каждый день приходит до 50 заявок от желающих вступить в МАС, участвовать в рейдах.
– А я сам «торчал» от наркотиков, – рассказывает Семён, боец МАСа. – Начинал с анаши, потом спайс. Из-за этого влез в долги. Но однажды потерял сознание, появились провалы в памяти. И решил, что хватит. Вы знаете, что от спайса с января умерло 25 человек, а его же продают в открытую. Это же бред!
Семён был одним из тех, кого задержали во время разгрома ларька на Спартановке, и теперь против него заведено уголовное дело. «Это был экшен! После погрома мы сели в машину, тут дорогу перегораживает не патрульная машина, а частный «мерседес», оттуда вышел мужчина, достал удостоверение и представляется подполковником полиции Осиповым. Он дал слово офицера, что нас отпустят после опроса в полиции, однако нас там продержали 11 часов. Ни маме не давали позвонить, ни поесть, выясняли имена и фамилии остальных», – сказал боец.
К слову, наркотики в том разбитом киоске не нашли, один офицер полиции сказал ребятам: «По закону я против вас, но как отец полностью поддерживаю. Если чего надо, звоните». Кстати, в полиции у ребят выспрашивали и о другой группировке. Уже пять ларьков, где предположительно торговали наркотиками, были сожжены. Никто не пострадал чудом. Кто эти поджигатели, ребята не знают.
Очередь за спайсом
Вычислить точку, где торгуют спайсом, легко. Камеры, бронированные двери, датчики движения – обычному ларьку с сигаретами такие меры безопасности ни к чему. Или так. На витрине всего два-три вида сигарет или надпись «чай, кофе по закупочным ценам», а внутри ни того, ни другого. Но самый верный признак – очередь.
«За время работы ларька к нему подходят десятки людей и покупают пакетики, – рассказывает Семён. – В каждом пакетике до четырёх доз. Цена – 600 рублей. Получают продавщицы за такой труд 1000 рублей в сутки, в Москве – до 7000. Выручка в день достигает 100–300 тысяч рублей. Им наши погромы… На другой же день его восстановили. Многие ларьки, о которых мы знали, просто перенесли на другое место. Сейчас мы знаем о 30 ларьках. Сообщали наркоконтролю, но не помогло, тогда решили сами бороться».
В соцсетях мальчишки получают сотни писем от матерей, которые умоляют спасти их умирающих от дури сыновей. Они чуточку гордятся свалившейся на них славой робин гудов и чуточку боятся наркодельцов, которые пока на их детские игры смотрят сквозь пальцы. Один-два разгромленных киоска – это капля в море спайса.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Наталья Климачева, руководитель пресс-службы Управления ФСКН России по Волгоградской области, старший лейтенант полиции:
– О существовании «антинаркотического спецназа» мы узнали из сообщений СМИ после их нападения на киоск. Могу сказать, что в декабре в этом киоске действительно изымался спайс. Мы не поддерживаем такую агрессивную деятельность, потому что это хулиганство. Но мы готовы к сотрудничеству с ребятами в плане профилактики наркомании, если будут конструктивные предложения в рамках закона.