Волгоградские правозащитники ищут источник распространения загадочных листовок с личными координатами «злостных уклонистов».
«Ославились» на всю страну
Ещё на минувшей неделе стала появляться информация: неизвестные «доброхоты» развесили по городу листовки с фото и подробной информацией о членах семьи тех парней-призывников, что не явились в военкомат по повестке. Информация об «особых» методах поисках уклонистов в городе-герое попала даже в новостные ленты телеканалов. Сами листовки были невзрачно-желтого цвета на плохонькой третьесортной бумаге с подписью внизу «облвоенкомат». Большинство горожан сочло всё это за чью-то креативную, но вполне безобидную шутку. Но некоторые листовки оказались порванными и сброшенными на землю в считанные часы. Одна из родительниц такого якобы уклониста дозвонилась в нашу редакцию. Женщина назвалась Людмилой Александровной: «Мой сын от военкомата никуда не «бегал», – рассказала волгоградка. – Просто повестку один раз куда-то затеряли на почте. И вдруг на днях в соседнем квартале на столбе светоточки с ужасом вижу какой-то «уголовный фоторобот» своего сына с крупным заголовком листовки «РОЗЫСК». Да ещё с подробным адресом всей нашей семьи! Это беззаконие!».
В организации «Материнское право» нам сообщили, что точное число подобных листовок пока не выяснено. «К нам уже обратилось несколько родителей призывников, – рассказал общественный правозащитник из организации «Материнское право» Сергей Семушин. – В развешанных по всему городу объявлениях подробно описывались физические данные призывника: рост, вес, цвет волос, разрез глаз. Отдельной графой значились сведения о родителях: Ф.И.О., год рождения, место работы. В завершение как бы от лица работников военкомата шло обращение ко всем гражданам с просьбой быть бдительными и сообщить о месте конкретного нахождения уклониста». По словам правозащитника, телефонный номер, указанный в листовках, точь-в-точь совпал с номером военного комиссариата по Дзержинскому и Центральному районам Волгограда. Налицо, считает общественник Семушин, грубейшее нарушение закона о защите персональных личных данных граждан. «Сами специалисты по призыву из фигурирующего в листовке отдела комиссариата пока что всё категорически отрицают, хотя это, возможно, именно их инициатива», – добавил Семушин.
Ищет полиция, ищет прокурор…
«Мне трудно как-либо оценивать эту историю, – лаконичен военный комиссар Волгоградской области полковник Андрей Летунов. – Лично я и мои заместители этих листовок своими глазами не видели. Узнали об их наличии из СМИ. Теперь проведём внутреннюю проверку. В любом случае это не наш стиль работы. Базу данных по гражданам мы передаём в органы полиции».
«Полагаете, сами полицейские всё это взяли и отпечатали на каком-то допотопном ротапринте или плохоньком ксероксе? – иронизируют в организации «Материнское право». – Кстати, именно в полицию мы и отправили заявление по факту распространения этих листовок. Правоохранители приняли наше заявление к исполнению и проводят свою проверку-расследование».
Председатель общественной организации «Комитет солдатских матерей» Галина Анисимова не согласна с тем, что облвоенкомиссариат, если, разумеется, и причастен к изготовлению и расклейке таких листовок, действует вне правового поля. «Я не профессиональный юрист, и мне трудно давать правовую оценку этому, – поясняет свою позицию общественница. – Мой сын работает в военкомате, я в своё время с ним вместе обходила призывников, не реагирующих на повестки. Насмотрелась всякого. Повестки рвут в клочья или в глаза говорят: «Мы их не получали», сами родители уклонистов заявляют, что их чада куда-то уехали на край света. Хотя когда опрашиваем соседей – те регулярно видят этих парней».
И всё-таки есть ли смысл в подобных «листовках позора», если в самом военном комиссариате в регионе признают: от призыва к призыву количество уклонистов, что называется, неуклонно снижается. Например, по итогам прошлогодней осенней призывной кампании в регионе выявлено около 2 тыс. 200 уклонистов. Цифра вроде бы внушительная. Но на деле выяснилось: основная часть из этих «бегунов» вовсе таковыми не являются. Вошедшие в эту статистику призывники просто по различным причинам не получили вовремя повестки. Истинных уклонистов в настоящем смысле этого слова оказалось не более
56 человек. Так стоило ли ради этого «воздействовать» на таких молодых людей и их родственников-родителей на грани правового фола?!
КСТАТИ
А как у них?
Израильское военное руководство проверяет через аккаунты в социальной сети Facebook женщин, которые пытаются уклониться от службы в армии по причине своего вероисповедания. Во лжи были уличены уже около тысячи «призывниц», представительниц слабого пола. Девушки утверждали, будто исповедуют ортодоксальный иудаизм, в связи с чем служить не могут по определению. Однако израильские военные нашли в их аккаунтах доказательства обратного, например, появлялись их фотографии в нескромных одеждах или обедов в некошерных ресторанах.
КСТАТИ
В разных регионах страны к поиску недисциплинированных призывников и уклонистов пытаются привлечь не только полицию, но и народных дружинников, миграционную службу, сотрудников ГИБДД. А в Орловской области сотрудники военкомата «нашли путь к уклонисту» при помощи социальных сетей. Одного из «беглецов» выдал статус на его странице в социальной сети, содержащий крайне негативное отношение к службе в армии.