Уже нет ни одного жизненного уголка, куда бы не проникли реформы. А скорее сокращения, которые прикрылись этим словом. Под флагом оптимизации ликвидируют школы в сёлах, оставляя людей без надежды на будущее. Урезают отделы милиции и их штаты. Сливают Дома культуры и библиотеки. Даже церковь не осталась в стороне – очевидно, в новом году на месте одной Волгоградской епархии появится несколько.
Дорога без ГАИ
Пока что оптимизация прошлась лишь по верхам медицины.
Где-то участковую больницу опустили до уровня амбулатории, где-то ликвидировали «ненужную» лабораторию. В станице Сиротинской Иловлинского района поликлинику закрывать не стали – сама загнётся с единственным врачом-стоматологом.
Но в этой сфере есть хотя бы надежда на будущее: в Волгограде, Волжском, Камышине, Урюпинске и Михайловке по двухлетней программе модернизации областного здравоохранения создают межрайонные центры оказания медпомощи.
Скажем, Михайловской ЦРБ отпущено полмиллиарда рублей. Деньги идут на капитальный ремонт, оборудование, учёбу кадров. Есть результаты: закончен ремонт родзала, к Новому году сдадут фактически новое реанимационное отделение. Приятно видеть, как облезлые стены одеваются в кафель и пластик, ещё больше – конечную цель этой перестройки: начальник Михайловского городского отдела здравоохранения Ирина Крылова рассказала «АиФ» – НП», что скоро в больнице откроются межмуниципальные центры для лечения инфарктных больных, приёма родов и на базе детской больницы – для выхаживания недоношенных с весом от 500 граммов. И ещё одна новость из этой сферы: по новому Федеральному закону № 313 муниципальные медучреждения становятся региональными. Правда, с оговоркой: органы местного самоуправления должны обеспечить все необходимые условия.
Куда заметнее перемены в полиции. Пока только количественные: по приказу МВД в области сократили 22 райотдела, оставив на их месте отделения с меньшим штатом. Начальник отделения полиции по Чернышковскому району Андрей Русанов эту перемену комментировать не стал, и так понятно. Его прямое начальство теперь в Суровикинском межрайонном отделе. Возможности, надо думать, тоже там. Зато в Чернышках преступность, по статистике, уменьшилась.
– Правда, год на год не приходится, – неопределённо закончил наш разговор Русанов.
Более чётко обозначил суть полицейских перемен глава Нехаевского района Александр Хоркин:
– Конечно, сокращение штата даёт отрицательные результаты. У нас в РОВД было 72 человека, в отделении осталось – 45.
Больше всего глава переживает за ГАИ: только что проложили дорогу в Ростовскую область, интенсивность движения выросла, а инспекторов сократили. Кому ж работать?
У батюшки отберут «липу»
В комитете по культуре обладминистрации с тревогой следят, как началось слияние Домов культуры с библиотеками. Это право местным властям дал Федеральный закон «Об общих принципах местного управления в РФ», вот им и воспользовались – из-за безденежья. Первые проблемы уже начались. Например, в селе Заплавном Ленинского района из-за этого разразился целый скандал. Поэтому комитет по культуре предостерегает и просит: делайте всё, чтобы слияния не случилось. У ДК и библиотек свои функции, не надо их путать. К тому же почти все муниципальные библиотеки только что оснастили компьютерами с выходом в Интернет для постоянной связи с областной научной библиотекой имени Горького. Горьковку собираются сделать филиалом бывшей Ленинки, ныне Президентской библиотеки. Представляете, какие возможности появятся у районов? Как бы их не сгубить мнимой экономией и бездумным слиянием.
Но реформы идут, их не остановишь даже в консервативной православной церкви. На месте Саратовской и Ростовской епархий уже возникли несколько новых, возможно, то же самое будет у нас в области. Ответственные представители Московского патриархата объясняют, что дробление епархий – это лишь возвращение к канонам – епископ должен знать всю паству и установить с ней духовно-родственные отношения. Ещё одна, более прозаическая цель: некоторые священники не хотят работать, а близость епископа лишит их возможности писать липовые отчёты.
Но вернёмся к светской жизни: перестройки и реформы в стране идут четверть века, конца им не видно, люди издёрганы и потеряли ориентиры. Не пора ли передохнуть?