В редакции «АиФ» – Нижнее Поволжье» состоялась прямая линия по вопросам ЖКХ. Редакционный телефон не замолкал ни на минуту. Ещё бы: разговор касался как вопросов управления многоквартирными домами, так и качества предоставляемых коммунальных услуг. Согласно недавним замерам общественного мнения вопросы качества услуг ЖКХ волнуют наших граждан даже больше, нежели проблемы искоренения коррупции или преступности.
На вопросы читателей в ходе прямой линии отвечали руководитель Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Владимир Попов, заместитель руководителя Вячеслав Дьяков, начальник инспекционного отдела по муниципальным образованиям Олег Николаев.
Кому счётчики невыгодны?
Лидия Степанова, Иловля:
– В нашей многоквартирной «пятиэтажке» есть общедомовой счётчик на воду, а некоторые жильцы, и я в том числе, установили индивидуальные счётчики в своих квартирах. Но в итоге с меня и с таких же бедолаг со счётчиками стали брать двойную плату: по показаниям счётчиков и плюс платёжный «довесок» в виде платежа, разбрасываемого по всем жильцам по нормативам с учётом тех, кто пока не имеет счётчиков. Разве такая система начисления справедлива?
– Всё это несправедливо, но, к сожалению, законно. Дело в том, что такая схема начисления производится в соответствии с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг населению. Вы не первая, кто искренне озабочен подобной проблематикой, спасибо вам за выраженную гражданскую позицию. Можем пояснить, что 4 мая 2011 года Правительством РФ принято постановление, утвердившее новый порядок и правила предоставления коммунальных услуг жителям. Осуществлять расчёты и платить по индивидуальным поквартирным счётчикам и, соответственно, устанавливать их станет после этого не только выгодно, но и целесообразно. Вступление в силу этого документа планируется в 1-м квартале 2012 года в связи с необходимостью принятия ряда иных подзаконных актов. А пока, как видим, нормативная база по применению поквартирных счётчиков учёта ресурсов несколько отстаёт от жизненных реалий.
Валентин Шабальков, Волгоград:
Наша управляющая организация – УК «ЖЭУ-43» – около года всё никак не может решить проблему прорвавшейся в подвале водоотводящей сливной трубы. ЧП это в нашем доме произошло 17 января этого года. Коммунальщики течь кое-как заделали, но теперь от оставшегося болота в подъезде жуткая вонь. Госжилинспекция выдала коммунальщикам предписание устранить все последствия аварии до 15 ноября. Сейчас у нас во дворе 9 ноября, а воз и ныне там. Вы не могли бы как-то «подтолкнуть» нашу управляющую компанию, чтобы они наконец-то зашевелились?
– «Подтолкнуть», как вы выразились, раньше определённого предписанием срока права не имеем. Это очевидно. Но сразу как только истечёт срок для устранения выявленного нарушения, непременно придём в ваш дом ещё раз для контроля над исполнением предписания. Если к этому моменту управляющая домом организация ничего не предпримет, ей не избежать серьёзных санкций.
Нет квитанции – нет услуги
Антонина Свиркова, пос. Майский Советского района Волгограда:
В квартире мы установили дополнительную розетку. Дом с нами делит магазин, и когда там из-за каких-то помех в электропроводке случился пожар, руководство магазина обвинило нас в несанкционированном переоборудовании внутридомовых сетей, даже подало на нашу семью в суд. Кто прав в данном конфликте? Действительно ли для того, чтобы поставить в квартире дополнительную розетку, необходимы разрешения местной администрации, Госжилинспекции или кого-то ещё?
– Под переоборудованием жилого помещения законодательство понимает такие действия собственника помещения или квартиросъёмщика, которые ведут к изменению параметров вашего жилища, отраженных в техпаспорте. Это закреплено в ст. 25 ЖК РФ. Установки дополнительных розеток подобные изменения за собой не влекут. Для получения разъяснений вы можете явиться в приёмные часы в общественную приёмную областной администрации по вопросам разъяснения населению вопросов реформирования ЖКХ. Прийти по вашему вопросу
можно без предварительной записи.
Иван Владимиров, Волгоград:
Мой близкий родственник проживает в частном секторе отдалённого пригорода Волгограда – посёлке Буревестник. В его квартале центральная система теплоснабжения, то есть на множество домовладений есть общая котельная. На днях в его квартиру коммунальщики перестали подавать тепло под тем предлогом, что он задолжал за услуги огромную сумму – за теплоснабжение и техобслуживание. Он готов заплатить, но в глаза не видел никаких официально начисленных платёжных документов. Как же быть?
– Выход один: судиться с коммунальной организацией. Предварительно обратитесь в общественную при-
ёмную на улице Голубинской, 1. Вам окажут необходимую в таких ситуациях юридическую помощь.
Как снести общежитие
Александр, Краснооктябрьский район:
Я живу на первом этаже многоэтажного дома. Недавно с меня начали брать плату по квитанции за пользование лифтом. Разве это законно? Какой такой лифт для жителей первого этажа?
– Действия и требования вашей управляющей компании в данном случае вполне законны, обоснованны. Согласно действующему Жилищному кодексу лифтовая кабина и всё лифтовое оборудование, шахта относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Обязанность содержать на свои средства это имущество распространяется на всех собственников квартир. Вне зависимости, на каком именно этаже собственники проживают.
В такой системе есть своя логика – ведь многоквартирный дом – единый имущественный комплекс. Рассуждать в данном случае с позиций «лифт не наш, поскольку мы им не пользуемся, и платить за него не будем» всё равно, что заявлять «крыша не наша, мы живём этажом ниже».
Кстати, в российской судебной практике есть ряд юридических прецедентов: некоторые из жильцов первых этажей многоквартирных «высоток» попытались доказать, что плату за содержание и обслуживание лифта берут с них незаконно. Все судебные решения завершились не в пользу жильцов. Тем самым было лишний раз подтверждено положение Жилищного кодекса о том, что обязанность по содержанию общедомового имущества лежит на всех без исключения собственниках жилья.
Алина, Краснооктябрьский район, Волгоград:
Вам наверняка известна проблема общежитий-близнецов на Таращанцев, в одном из которых я живу – это дома номер 17 и 19. Состояние общежитий что внутри, что снаружи – просто ужасающее. Вы прекрасно знаете, ваши специалисты неоднократно составляли акты о том, что эти здания вообще непригодны, даже небезопасны для проживания. Что нам, жильцам, дальше-то делать, от кого реальной помощи ждать?
– Прекрасно знаем проблемы технического состояния ваших общежитий и расположенных в них коммуникаций. Эти муниципальные здания по Таращанцев, 17 и 19 по результатам обследования официально признаны аварийными. Ситуация с саморазрушением зданий зашла настолько далеко, что даже проводить там капитальный ремонт особой целесообразности уже нет. В настоящее время на уровне города подыскивается возможность сноса зданий, строительства на этом месте нового жилого комплекса. Понятно, что жильцы должны на это время быть переселены в маневренный фонд, где им должны быть предоставлены равные по изначальной площади проживания условия.
Если не работает «обратка»
Людмила Александрова, Советский район, Волгоград:
В нашем многоквартирном доме на Тулака, 4 не работает «обратка». В итоге горячая вода в краны жильцов часто поступает не горячая, а чуть тёплая. Обращались в наше ЖЭУ-43, а там говорят, что эта проблема не управляющей организации, а городских теплосетей. Что нам делать? Мириться с этими вопиющими неудобствами? Зачем мы тогда платим за горячее водоснабжение?
– Мириться, разумеется, не нужно, нужно добиваться, чтобы качество услуг – в данном случае температуры воды в вашем кране было не ниже нормативно регламентированных значений. К слову, неработающие «обратки» во многих волгоградских домах – проблема действительно общегородская. На её устранение необходимы не один год и не одна сотня миллионов рублей. Если быть точнее – свыше 1,5 млрд. руб. Сумма более чем серьёзная. Но вопрос необходимо решить в комплексе и поэтапно. Обращайтесь официально к нам в Государственную жилищную инспекцию по адресу: 400131, Волгоград, Центральный район, ул. Новороссийская, 15. Непременно проведём проверку и официально оформим все претензии по качеству услуги.
Александр Денисенко, Волгоград:
Правда ли, что управляющие организации не имеют права на обслуживание индивидуальных приборов учёта? Если так, то кто за них вообще несёт ответственность?
– На управляющие компании, согласно действующему законодательству, возложена обязанность по обслуживанию общедомовых приборов учёта ресурсов. Индивидуальные приборы учёта должны содержаться в надлежащем исправном, работоспособном состоянии непосредственно собственниками жилья. При этом не чаще чем раз в полгода собственники жилых помещений должны обеспечить по просьбе ресурсоснабжающих организаций свободный доступ к таким приборам учёта – для контроля над правильностью их работы и правильности снятия показаний.
Надежда Амиланова, Волгоград:
В моей квартире слесари по просьбе соседки сверху, которая меняла у себя пластиковые трубы, произвели работы по стыку этих труб с имевшимися у меня трубами. В итоге меня начало периодически заливать сквозь установленные соединительные муфты. Соседка во всех этих злоключениях обвиняет меня саму. Как мне поступить? Все нервы на этот конфликт ушли…
– Обратитесь официально в нашу организацию. Инженерное оборудование, сети теплоснабжения и водопровода относятся к общедомовому имуществу, и контроль над их надлежащим состоянием – обязанность управляющей организации. Облгосжилинспекция проведёт по данному факту проверку и при наличии оснований обяжет управляющую организацию устранить нарушения.
Ремонт есть, качества нет
Алексей Сальников, Волгоград:
Наш дом в «жилгородке» недавно ремонтировался по программе капитального ремонта с привлечением средств федерации и муниципалитета. Однако после ремонта состояние общедомового имущества такое неважное, словно все деньги на ремонт, что называется, выброшены на ветер. Может, кто-то из ремонтных организаций или коммунальных фирм пустил часть этих средств «налево», растратил на себя? Как проверить такие предположения?
– Если ваши личные предположения, подозрения в каких-либо коррупционных действиях основаны на реальных и доказуемых фактах, обратитесь тогда с официальным письмом в органы прокуратуры. Это следует сделать для возможной организации и проведения прокурорской проверки организации, проводившей у вас ремонтные работы. Если же у вас есть столь же показательные факты, что ремонтные работы повлекли снижение качества оказания коммунальных услуг, скажем, в подъезде стало холоднее, кровля стала подтекать и тому подобное, – обращайтесь в Государственную жилищную инспекцию по Волгоградской области. То есть к нам. Организуем по вашему обращению проверку.
Инна Маркова, Волгоград:
Отопительный сезон давно начался, а в нашей квартире, что называется, дуб дубарём. Постоянно вынуждены обогреваться газовой плитой и электроприборами. Управляющая компания на наши жалобы не реагирует – мол, у вас угловая комната, и в ней 18 градусов есть. Мы замеряли – в нашей комнате эти самые 18–20 градусов по Цельсию разве что на расстоянии полуметра от обогревателя. Как нам быть, чтобы не «бодаться» с коммунальщиками?
– Обратитесь официально с жалобой в Государственную жилищную инспекцию по Волгоградской области. Проведём в вашем жилище приборные замеры, и в случае несоответствия температурного режима эксплуатирующей дом организации будет выдано предписание о ликвидации выявленного нарушения.
ВАЖНО ЗНАТЬ
До 1 марта 2013 года Госжилинспекция должна проверить правомерность создания ТСЖ и законность заключения договоров управления управляющими организациями с собственниками помещений в многоквартирных домах. Новые полномочия Государственной жилищной инспекции Волгоградской области утверждены на региональном уровне постановлением 10 октября 2011 года, подписанным губернатором Волгоградской области А. Г. Бровко.
С 2012 года должна быть пересмотрена нормативная база по применению поквартирных счётчиков использования ресурсов.
К СЛОВУ
Число жителей региона, обратившихся за поддержкой в Государственную жилищную инспекцию по Волгоградской области, неуклонно растёт. Если в 2009 году количество жалоб от граждан в Госжилинспекцию по региону составляло 1529, в 2010 году – 2548, по итогам 2011 года ожидается не менее 3300 жалоб и обращений в ГЖИ по Волгоградской области. Подобный факт свидетельствует о росте доверия граждан к этому органу госнадзора в коммунальной сфере.
ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА
Общественная приёмная областной администрации по вопросам разъяснения населению вопросов реформирования ЖКХ:
Волгоград, ул. Голубинская, 1 (в здании учебно-курсового комбината). Часы приёма – с 15.00 до 17.00 по четвергам.
Телефон: (8442) 55-27-31.
Государственная жилищная инспекция:
Волгоград, Центральный район, ул. Новороссийская, 15.
Телефон: (8442) 55-21-50. 55-21-45.