Порядки в Волгоградской службе спасения армейские, готовность – полная всегда. Каждый день любой из трех дежурных постов делает от четырех до пятнадцати выездов по самым разным случаям, и за каждым – страх, боль, а то и трагедия. Наш корреспондент побывал на одном дежурстве спасателей, впечатлений хватило на год вперед.
Каждый – медик и водолаз
Пока не было вызовов, помощник командира Дмитрий Бондарев рассказал о своей службе. Создали это муниципальное учреждение в 1997-м, выполняют 27 видов аварийно-спасательных работ. Здесь каждый – водолаз, водитель, альпинист, парамедик, судоводитель. Трудно попасть в такую команду, но я попробую, согласившись вместе со всеми участвовать в зачёте по физо. 40 раз от пола, как все, с трудом отжался. Но оказалось, надо ещё полтора десятка раз подтянуться на перекладине и пробежать три километра. Говорят, Сергей Карпов с полной амуницией и пожарным ломом осилил турник 21 раз.
В «Газели» спасателей разложены самые нужные инструменты. Это расширитель, способный поднять шеститонную плиту. Рядом – мощный домкрат. А вот гидравлические кусачки, которыми можно перерезать любую деталь машины. Бензорез похож на болгарку и может располосовать стену. Ещё больше приспособлений в спасфонде: химические костюмы, пожарные ранцы. Есть пневмопластыри – ими закрывают течи в цистернах.
На улице стоит аэробот – катер с огромным винтом за кормой, который бегает по воде, суше и замёрзшей реке. Только на этой штуке и можно привезти больного с острова Сарпинского в ледостав или ледоход. В запасе хранятся боновые заграждения для нефтяных пятен и сорбенты для их связывания.
Лишь у медиков тут нет ничего особенного. Даже их должность звучит обыденно: спасатель-врач. Один из них, Андрей Цыганков, рассказывал мне, что его помощь нужна там, где или нет «скорой», или она не может зайти на объект. Например, на заводе разлилось химическое вещество или злая собака не пускает в квартиру с больным. Однажды бомж попал в глубокий овраг с отвесными склонами на границе Ворошиловского и Советского районов. Приехали милиция и «скорая», но спуститься вниз не смогли. Беднягу со сломанной ногой вытаскивали спасатели с помощью автолестницы, верёвок и спецносилок в виде саней.
Спасение тещи
Врач Илья Мельников однажды даже роды принимал. В колодце.
– Дело было в апреле на 51-й Гвардейской. Поздним вечером нас вызвали родители, которые встречали детей из школы. Говорят, из колодца несутся крики о помощи. А случилось вот что. Семья занималась бизнесом и прогорела, квартиру продали, жена ушла к матери, мужу там места не нашлось, и он подался к бомжам. Женщина была на восьмом месяце, но еду суженому в коллектор носила каждый день. Схватки начались в самое неподходящее время.
– Мы так и не поняли, как она забралась в тот закуток за трубой – я лез туда ползком через кучи дерьма, – вспоминает Мельников. – Ребёнок уже начал появляться, тут на подмогу прибыл врач «скорой помощи».
Роды принимали впотьмах, светя себе фонариками. Мельников попросил у доктора спирт – протереть пуповину перед разрезанием, вдруг сверху голос: «Рано ещё ребёнка обмывать!» Это бомжи свесились в люк и смотрели «кино». Новорождённую назвали Викторией – общей победой.
Группу вызывают на улицу Глазкова. Пожилой мужчина не может открыть замок, а в квартире осталась престарелая тёща. Тёщу надо срочно спасать, считает хозяин Николай Иванович. Ключ оказался бессильным даже в руках профессионала, пришлось вскрывать замок. Можно было бы вызвать и слесаря, но ему надо платить, а спасатели делают это пенсионерам бесплатно. Вот такие у нас экономисты. Кстати, большая часть звонков в службу 089 поступает как раз по поводу упрямых запоров. Спрашиваю спасателей, трудно ли открыть современные замки с кучей ригелей-язычков по периметру двери? Запросто, отвечают. Все эти хитрости – для самоуспокоения хозяев.
Приходится выручать и животных. В посёлке Гумрак вытаскивали из битумной ямы племенных коров, в Дзержинском районе ловили крокодила. Он убежал из многотонного аквариума, скрывшись на просторах коттеджа. Когда приехали спасатели, две женщины сидели на спинке дивана, поджав ноги. Беглец нашёлся под детской кроваткой.
На прощанье мне рассказали то ли байку, то ли правду. Будто однажды поймали и везли на своём «уазике» двух беглых ослов. Было тесно, и они задрали копыта на столик. Останавливает гаишник, спрашивает, куда торопятся. Ему честно и ответили. Милиционер не поверил, велел открыть дверь. Когда заглянул внутрь, на голове вместе с волосами поднялась и шапка. Если такое и могло быть, то только в службе спасения.
К СЛОВУ
Вакансий в Волгоградской службе спасения нет уже три года, а желающих поступить сюда – более 200 человек.