Урюпинский район взвыл от черных копателей. Изрыв опустевшие хутора, они перешли в наступление на казачьи городки. А их с таким трудом возрождают местные музейные работники.
На ярмарку в XVII век
– В Михайловском городке всё разрыли, – жалуется экскурсовод Тепикинского историко-краеведческого музея Алексей Черкасов. – Ищут только монеты, остальное их не волнует. Древняя керамика и прочая утварь только нам интересна, копатели всё бьют и бросают как хлам.
На прошлой неделе музейные работники снова заехали в Михайловский казачий городок. И опять ахнули, увидев свежие раскопы. Здесь подпольным археологам и вовсе охота порыться: рядом с поселением в XVII веке бурлила ярмарка. Черкасов принёс показать обломки глиняных горшков, которые он собрал в осквернённом месте. Держал в руках мешочек с черепками как сокровище, хотя ещё несколько дней назад их легко крушила лопата копателей.
– Они и в селе всё перерыли, – продолжает завуч местной школы-интерната Елена Бондаренко. – Роют в заброшенной церкви и по берегу Хопра.
Находки богаче, чем в старых казачьих городках. Монеты, крестики, боевые топорики. Бондаренко и её ученики говорят, что нелегальные археологи приезжают даже ночью и роют с помощью шахтёрских фонарей. Откуда залётные? Из Волгограда, Волжского – отовсюду, где есть нездоровый интерес к истории и желание на этом заработать.
– Мы пытаемся храм сохранить, а они всё рушат, – тяжело заканчивает Елена Петровна.
А для директора Тепикинского музея Андрея Ломкина борьба с нелегалами только начинается. Вовсе не для них он выявил места расположения десяти казачьих городков в Урюпинском районе:
– Есть такие, которые были уничтожены осенью 1709 года, после подавления Булавинского мятежа. Триста лет этого никто не знал, и, наконец, мы установили.
Даже сейчас для всех это пустыри с бугорками, а для сотрудников Тепикинского музея – жилищные западины. То есть следы от землянок. В те времена казаки вели разбойниче-кочевой образ жизни, капитальные здания им были ни к чему. А землянки – в самый раз, есть, где зиму пережить, и ладно.
– Сосчитав землянки, можно предположить число жителей, – ведёт нас в старину директор музея. – Самым маленьким считается Луковский городок, на девять землянок. В Урюпинском было в два раза больше, он стоял на правом берегу Хопра, в районе городского пляжа.
Догнать и выпороть
У Ломкина есть мечта – восстановить одно из поселений. Глядя на историко-краеведческий музей под открытым небом с казачьими пушками и древними строениями, который эти ребята создали близ Тепикинской три года назад, в новую идею начинаешь верить. Уже сейчас, говорит директор, они готовят документы для вхождения в областную программу археологических исследований на следующий год. И тут же падает духом:
– А кладоискатели опережают, забирают самое ценное.
Ну и что же с ними делать, с этими чёрными археологами? На кол сажать или по казачьему обычаю пороть на площади? Андрей Ломкин качает головой:
– Я не кровожадный. Но и местные жители только ругаются, нет бы сообщить нам или в администрацию номер их машины и время, когда начали копать. А не на следующий день, как это бывает. Мы бы остановили этих «археологов».
Интересно, как? В распоряжении музейных работников только старый УАЗ с фургоном, вряд ли он догонит даже «шестёрку». Километров двадцать от Тепикинской до Урюпинска мы ползли на нём полчаса, какие уж там преследования…
Лариса Цепляева, глава Акчернского поселения, на территории которого открыли большинство казачьих городков, напоминает, что есть постановление районной думы, по которому они считаются неприкосновенными:
– На любые земляные работы нужно разрешение, иначе это будет нарушение закона.
О моральной стороне она даже не говорит: столько сил молодые жители сёл потратили на создание экспозиций, на то, чтобы сохранить прошлое для всех, и вот приходят эти (Лариса Владимировна не хочет назвать их людьми) и всё портят. Так что не историей копатели занимаются, а её уничтожением. Для них есть только одно слово: варвары.