Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» Владимир Бояркин провел пресс-конференцию, на которой рассказал о сложных финансовых отношениях с авиакомпанией «Волга-Авиаэкспресс» («Air-Volga») и о том, почему нефтяники прекратили ей поставки топлива.
История началась в 2006 году, когда у авиаторов появились первые крупные долги за горючее. С тех пор, говорит Владимир Николаевич, финансовые взаимоотношения двух компаний развивались по амплитуде. Временами рост задолженностей достигал критических масштабов, а иногда наблюдалась тенденция к улучшению.
Четыре года назад «Волга-Авиаэкспресс» письменно попросила отсрочки платежей, ссылаясь на объективные проблемы: сложности зимнего периода, ограничение полётов в ночное время и т.д. Тогда авиаперевозчику пошли навстречу, однако летом прошлого года долг за топливо вырос уже до 25 миллионов. Поставщику не оставалось ничего другого, кроме как обратиться за помощью к руководителям области, в правоохранительные органы и Росавиацию. Делали всё, чтобы в этой ситуации не пострадали пассажиры.
– Общими усилиями долг снизили до двух миллионов рублей, – продолжает Владимир Бояркин. – Но с осени он вновь стал нарастать.
Авиакомпания прекратила предварительные перечисления по договору о стопроцентной предоплате, который «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» заключил с нею для осуществления комплекса мер, связанных с организацией поставок топлива. В конце минувшего года составили новый договор, где поручителем выступила воронежская фирма «НСТ» («Новые строительные технологии»). На тот момент она владела большей частью активов «Air-Volga» и обещала взять на себя возможные последствия, связанные с нарушениями финансирования.
Однако в феврале основной учредитель обанкротился, и всё предприятие практически прекратило свою деятельность по перевозкам пассажиров. В начале марта менеджеры «Air-Volga» перестали отвечать на запросы поставщика топлива, поэтому руководство ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» решило в соответствии с условиями договора прекратить снабжение этого авиаперевозчика. Владимир Бояркин делает оговорку:
– До решения финансовых вопросов. Возобновление поставок возможно лишь под конкретные гарантии. Могу добавить, что губернатор области в курсе существующей проблемы, и мы надеемся на его помощь в разрешении этой «патовой» ситуации.
К сожалению, встречных предложений от «Air-Volga» до сих пор нет. Причём эта затянувшаяся пауза невыгодна никому. Ведь в структуре поставок топлива у «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» порядка 60 процентов занимала именно «Air-Volga». Летом этой компании отгружали до 600 тонн керосина в месяц, зимой – 200–300 тонн. Но что делать, если долги перевалили за 13 миллионов рублей, а единственным «деловым» предложением авиаперевозчика за всё это время было в качестве компенсации передать два самолёта «Ту-134» – без двигателей, с полностью исчерпанными ресурсами? По сути, металлолом!
Поскольку речь идёт о банкротстве транспортной фирмы, «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» пытается договориться с грядущими собственниками её имущества. То есть с компанией «РусЛайн», у которой с волгоградским авиаперевозчиком общие учредители. Одним из возможных путей выхода из кризисной ситуации могла бы стать реструктуризация долга. Однако к тем, кто придёт на смену «Air-Volga», такой финансовой лояльности, как раньше, уже не будет. Об этом генеральный директор «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» заявил прямо. Благо добросовестных партнёров у топливной компании хватает.
А за зарплату ответит прокурор
Скандалом в связи с долгами авиакомпании «Air-Volga» занимаются и правоохранительные органы. Об этом на пресс-конференции рассказал Волгоградский транспортный прокурор Александр Черненко.
Объектом внимания транспортной прокуратуры стала невыплата зарплаты персоналу. Лишь за январь задолженность составила 7 млн. рублей. И это не считая огромных долгов перед Пенсионным фондом, налоговиками и поставщиками топлива. В связи с чем возбуждены два дела об административных нарушениях и одно уголовное – в отношении директора компании Виктора Щепакина.
Началась продажа основных средств компании, вплоть до самолётов. Без зарплаты по прежнему остаются 380 человек. Уже ясно, говорит транспортный прокурор, что под своей маркой «Air-Volga» работать не будет, её рейсы взяла на себя московская фирма «РусЛайн».
– Она может принять на работу 100–120 человек из «Air-Volga», остальные уйдут на улицу, – должен был признать Александр Черненко.
На вопрос, не видит ли он здесь умышленного банкротства, Александр Николаевич ответил, что этим вопросом сейчас занимается другое ведомство.