48

Гнилые помидоры коммунального рынка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Нижнее Поволжье 03/02/2010

Имя руководителя правозащитной организации «Волгоградский союз потребителей» Сергея Попова известно не только специалистам, но и рядовым волгоградцам. Не первый год он отстаивает интересы жителей области в такой проблемной сфере, как услуги ЖКХ. Соответствуют ли нынешние жилищные тарифы объективным затратам обслуживающих организаций? Что ждет региональную коммуналку в наступившем году и что необходимо изменить в первую очередь? Об этом наш разговор с экспертом.

Конкуренция как призрак отца Гамлета

- Сергей Васильевич, пресловутая реформа ЖКХ идёт в нашей стране и регионе с середины 90-х годов, однако до реальной конкуренции и качественных услуг по-прежнему далеко. В чем причина?

- Рынок жилищно-коммунальных услуг и в Волгограде и в  других городах области пока ещё находится в зачаточном состоянии. Появившиеся управляющие компании, как правило, ангажированы либо чиновниками, либо случайными людьми, решившими погреть руки на жилищно-коммунальной реформе. Я ездил для обмена опытом в некоторые регионы страны, и могу уверенно сказать, что в плане создания реальной конкурентоспособной среды наш регион, к сожалению, отстает от Ростова, Краснодарского края на многие годы. В той же Ростовской области давно создана эффективно действующая система конкурсов за право управления тем или иным общедомовым имуществом многоквартирного жилого фонда. Причем конкурсы проходят не среди случайных участников, а среди профессионально работающих управляющих компаний. Каждая из них в обязательном порядке предоставляет собственникам дома инвестиционный пакет на годы вперед, показывает все затраты на ремонт, содержание дома, крыши, фасада, инженерной инфраструктуры. Кстати, такой обязательный аспект реформы ЖКХ, как установка подомовых счетчиков учета воды, тепла, электроэнергии и так далее в нашем регионе также практически не реализуется. А ведь в тех домах, где счетчики установлены, и жители платят только по затраченному потреблению ресурсов, платежи одномоментно снижаются на 20 и более процентов. Именно столько мы переплачиваем коммунальным операторам, управляющим компаниям за потерю воды, тепла в сетях, «обогрев Вселенной», гнилую электропроводку и так далее.

- Откуда такое отставание от соседей по ЮФО, это ведь не другое государство?

 - У нас рынок услуг ЖКХ, в большинстве случаев, существует лишь на бумаге и в представлении местных чиновников, задействованных в жилищно-коммунальной реформе. На практике картина другая. Как правило, наспех сколачивается некое ООО, она же частная управляющая компания с уставным фондом всего в 10 тысяч рублей, у которой нет ни материально-технической базы, ни инженерного состава, ни младшего обслуживающего персонала (МОП). При этом управляющие компании берут в управление многоквартирные дома, где одни только коммуникации стоят многие миллионы, не неся за это никакой ответственности. С жильцов, привыкших ещё со времен СССР дисциплинированно вносить все платежи за «коммуналку», исправно собирается от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей в месяц, но никакие позитивные перемены с взятыми под управление домами не происходит. Прохудившаяся крыша, как текла, так и продолжает течь. Старые трубы в техническом подвале и в стояках продолжают лопаться в любое время года и суток. Нормальной теплоподачи, как не было, так и нет. Знакомая картина, не правда ли? Тем временем, через пару лет такого «управления» у жильцов возникает закономерный вопрос: «А на что именно расходуются наши деньги?».

Момент истины

- И вот здесь начинается самое интересное, ведь финансовая деятельность большинства подобных ООО непрозрачна…

- Именно так. Более того, очень часто в наших условиях УК как агент (посредник) элементарно не расплачивается с поставщиком коммунальных услуг. То есть, из-за безответственности УК деньги жильцов не доходят до ресурсоснабжающих компаний, расходуются на цели, весьма далекие от содержания жилищного фонда. В итоге такого, с позволения сказать, хозяйствования некоторые управляющие компании сами себя загоняют в банкротство. А поскольку существующее законодательство не предусматривает финансовой преемственности в системе ликвидируемых УК, на месте умершего ООО «Рога и копыта» в считанные часы может появиться какое-нибудь ООО «Рога и копыта-2». С теми же результатами хозяйствования.

- Что же нужно предпринять, чтобы победить этих «остапов бендеров»?

- Необходимо существенно скорректировать законодательство, в том числе и федеральное. Скажем, строители, и представители многих других видов технически сложного и социально ответственного бизнеса сегодня работают в рамках саморегулирующих организаций – СРО. В таких профессиональных сообществах есть свои эксперты качества и специальные компенсационные фонды для погашения всех рисков участников объединения. Так почему бы такую же систему не спроецировать на управление жилищно-коммунальным фондом?!  У нас во многих управляющих компаниях сидят «управленцы», которые не могут отличить трубу-теплоноситель от водослива. Жилищной сферой не должны управлять профаны, это нужно сделать законодательной аксиомой. Тогда и качество услуг станет более приемлемым. Вы ведь не станете приобретать на рынке гнилые помидоры, а если случайно купите, непременно их вернете горе – продавцу!

- Какую ещё первоочередную проблему на рынке ЖКХ вы бы выделили?

 - Большинство жильцов совершенно не знают своих прав. К примеру, того, что наши управляющие компании в течение 1 квартала обязаны отчитаться перед собственниками жилья за все потраченные ими в минувшем году наши средства. Другой вопрос, что закон не предусмотрел, как именно УК должна перед жильцами отчитаться. Согласитесь - одно дело повесить набранный мелким шрифтом листок где-нибудь у себя в конторе, другое разбросать отчеты по всем почтовым ящикам или провести отчетное собрание перед собственниками. Наша задача – сдвинуть эту громоздкую, непрозрачную, коррумпированную махину в нужном для нас, простых жителей, направлении. Тогда это и будет реальное гражданское общество.

Кстати:

Каждый четверг в офисе Волгоградского Союза потребителей проводятся консультационные приемы граждан по правовым вопросам жилищно-коммунальной сферы. Адрес - Волгоградского Союза потребителей, Центральный район, Ул. Ленина, 25, телефон в Волгограде (8442) 305455

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах