Самый первый пригородный электропоезд отправился в путь в 1959 году по маршруту Сталинград– II - Мачтозавод. Электропоездом серии СР-3 управляла локомотивная бригада в составе машиниста Георгия Гришакина и помощника машиниста Григория Кривцова.
В 1960 году был электрифицированы внутригородские участки Мамаев Курган – Тракторная Пасс. и Шпалопропитка – Южная. Сразу после этого от центра города до Тракторного пошли электропоезда, выполнявшие тогда роль нынешнего «скоростного трамвая».
В 1966 году на Волгоградское отделение поступили первые электропоезда Рижского производства знаменитой серии ЭР-2, которые работали на постоянном токе и обеспечивали перевозку пассажиров вплоть до 2001 года. С этого года началось переустройство электротяги на оборудование переменного тока, соответственно, понадобились электропоезда иного типа.
С окончанием электрификации участка Сызрань – Саратов – Волгоград – Котельниково – Новороссийск в течение 2000 – 2004 гг. стало возможным расширить зону использования электропоездов. Было открыто движение на участках Волгоград – Котельниково, Волгоград – Петров Вал и Волгоград – Колоцкий. В 2003 году начал курсировать первый скоростной электропоезд по маршруту Волгоград – Саратов.
С мая 2004 года вместо 2-х дней в неделю он стал ходить 5 раз в неделю, что позволило увеличить перевозку пассажиров с 1600 до 5300 человек в месяц.
В настоящее время работу пригородного железнодорожного комплекса обеспечивает два предприятия – ОАО «Волгоградтранспригород» и моторвагонного депо Волгоград ОАО «РЖД».
Пригородные перевозки осуществляют 8 электропоездов, а также 6 рельсовых автобусов. Пригородные поезда обеспечивают перевозку пассажиров на 10 направлениях Волгоградского отделения, включая Котельниково, Петров Вал, станцию Донская (Калач-на-Дону).