На прошлой неделе департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ составил рейтинг качества жизни в российских городах. Волгоград – на последнем, 37-м месте. Ещё одно исследование показало, что только 67% жителей города-героя довольны своей жизнью.
Почему эксперты поставили городу-герою столь низкие оценки? Как Волгограду, городу с мировой славой, выбраться из постоянных аутсайдеров по социально-экономическим показателям? Об этом беседуем с известным экспертом в области социальной психологии доцентом кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса Антоном ЛУКАШЕМ.
Заложники информации
- Вы как специалист по социальной психологии и управлению согласны с тем, что Волгоград - самый отстающий город?
- Давайте покинем виртуальную плоскость рейтингов и сравнений. Просто выйдем на улицу, окинем свежим взглядом родной город. Что мы видим? На улицах в деловой части в будние дни – столпотворение, большинство людей спешат на работу или по своим повседневным делам. А в выходные улицы наполовину пустеют, зато торговые центры, кафе, увеселительные заведения, загородные клубы заполняются отдыхающими, посетителями и покупателями, которые явно не считают последнюю копейку. В пригороде возле элитных построек полно припаркованных дорогостоящих машин. Да и само количество автомобилей на наших улицах сегодня зашкаливает, их намного больше, чем даже в Краснодарском крае. И это мы-то бедно и несчастно живем?! Какая-то странная у нас выходит нищета. Да и любые приезжие в наш город гости, даже москвичи, нередко говорят: «И почему некоторые волгоградцы жалуются на своё место жительства? Вполне даже респектабельный, интересный город!».
- Выходит, с нашим «углом зрения» на реальность что-то происходит?
- Всем, кто сегодня «вопит» о «беднейшем» Волгограде я бы посоветовал представить на миг, что мы вернулись в наш город 60-х или 80-х годов. Когда из всех сортов колбас в магазинах присутствовала лишь «ливерная собачья радость». Когда за молочными продуктами, «синими курами» и сметаной стояли очереди. Вот когда наш город действительно отвратительно жил или, как тогда говорили, «снабжался». Производя при этом продукцию – научную, промышленную, интеллектуальную - на многие миллионы рублей. Соседние города юга и центра страны жили объективно лучше нас, города мировых исторических событий.
- Откуда же берётся этот социальный пессимизм?
- Социальные, психологические и экономические причины для негатива есть, и закрывать на них глаза было бы наивно. Но давайте вместе откроем в Яндексе раздел «Новости Волгограда». Что мы видим? Интернет выдаёт нам заголовки: «Под Волгоградом житель сжег на костре супругу», «Волгоградская супружеская пара украла из бюджета миллионы», «Волгоградские энергетики оштрафованы», «Школьница в Волгограде выпрыгнула из окна». Представьте человека, который попытается по этим новостям сформировать представление о повседневной жизни нашего города. Да ему покажется, что мы в аду кромешном обитаем! Мы серьёзно проигрываем многим крупным городам страны именно в информационном плане. В городе и регионе нет своей осмысленной информационной политики, нет квалифицированных управленцев, которые бы работали с нашими информационными потоками. В итоге на первые позиции «типичных» волгоградских новостей выплывает откровенный информационный мусор из раздела криминальных сводок.
Горькая реальность
- Но только ли в этом дело, в провальной информационной политике власти?
- Есть, разумеется, и другие объективные причины для пессимизма волгоградцев. Вторая по важности причина для пессимизма - мы одни из лидеров в стране по количеству разводов. А семья, как и работа, – это одна из базовых социальных сред, где формируется самочувствие человека. Почти 60 процентов всех волгоградских браков распадаются.
Причина третья - в городе нет системной работы по благоустройству. Особенно это касается состояния дорог, чистоты во дворах, состояния зелёных зон. Город потерял прекрасные парковые клумбы, засушили городской сад и половину набережной. Целые участки дорог буквально смывало дождём. Особенно возмущают свалки – в городе и в окрестностях. Ситуация выправляется, но до идеала далеко. К сожалению, мы пока не научились чувствовать себя уютно в собственном городе.
Причина четвёртая. Длительное нахождение региона в «красном политическом поясе» привело не только к недостатку федеральных ресурсов, но и сформировало высокий протестный потенциал части политической элиты. Конфликты, суды, выяснения отношений волгоградских политиков стабильно порождали негативный информационный фон жизни в нашем городе.
Следующая причина – организационные сложности получения жителями муниципальных и государственных услуг. Со стороны чиновников есть ориентация на процесс, а не на результат, часты отказы, переадресация, формализм, а это неизбежно формирует у жителей обиды на муниципальную и региональную власть.
Причина шестая, возможно, ключевая – индустриальный Волгоград сегодня стремительно «переформатируется». Уходят в небытие, закрываются производства с устаревшими технологиями полувековой и более давности вроде того же «Химпрома», «Волгоградского алюминия». Это горькая реальность, корни которой лежат в 80-х и 90-х годах. Закрытие, ликвидация большинства устаревших производств – объективная неизбежность, даже если бы не было никаких кризисных явлений. И сегодня ключевая задача власти - обеспечить инвестиционную привлекательность региона, чтобы высвобождаемые работники этих гигантов чувствовали себя востребованными.
- То есть постоянные разговоры на тему «у нас всё самое отсталое» - не отражает реальной картины?
- В социальной психологии есть такое понятие «синдром выученной трудовой беспомощности». Любую свою профессиональную промашку горе-специалист начинает объяснять «плохой средой», «плохим городом» и т.п. Такие «недоспециалисты» и «квазиэксперты» первые кто готовы поднять информационную волну «мы живем на дне». Простейший принцип психологии гласит – никто никогда не захочет связываться, общаться с нытиками, неудачниками, занудами. Так зачем усиленно пытаться казаться таковыми?!
Неизвестный Волгоград
- Быстрые способы преодолеть негативное психологическое, информационное наследие существуют?
- У нас когда-то была попытка сформировать позитивный образ города, в котором хочется жить. Попытка заняться информационной политикой, презентацией лучших, уникальных особенностей нашей местности. Такая работа не потребует особых финансовых затрат. Можно ли сегодня в масштабе России услышать, что Волгоград – прекрасный летний город-курорт, где в обычный летний день можно за минимум наличности понежиться на чистых пляжах волжской косы, покататься на моторной лодке, роликах, посидеть в уютном кафе? Где доступная, интересная информация о наших Волге и Ахтубе, о самом большом европейском речном острове Сарпинском, о наших исторических традициях? У нас нет даже информационного ресурса, условно говоря, «Всё о Волгограде», где бы воедино бы свели самую «вкусную» информацию о городе, культуре, природной среде! Кто знает, например, что у нас в городе имеется уникальный детский симфонический оркестр, который восхищает своей музыкой пресыщенную Европу? Вот эту информацию и нужно продвигать на российском уровне в первую очередь.
Не понимаю, зачем нужно было носиться в свое время с мегапроектом «патриотический центр «Победа» вместо простейшего законодательного решения – сделать Волгоград центром школьного патриотического туризма? Вот это бы сработало на все сто!
Главное, чтобы пессимистичная информационная палитра перестала превалировать. Ведь мы живём в удивительном месте, нередко сами об этом не подозревая.