Примерное время чтения: 8 минут
1615

Самобичевание героя. Почему волгоградцы не любят свой город

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Нижнее Поволжье №48 26/11/2014
Олеся Ходунова / АиФ-Волгоград

На прошлой неделе департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ составил рейтинг качества жизни в российских городах. Волгоград – на последнем, 37-м месте. Ещё одно исследование показало, что только 67% жителей города-героя довольны своей жизнью.

Почему эксперты поставили городу-герою столь низкие оценки? Как Волгограду, городу с мировой славой, выбраться из постоянных аутсайдеров по социально-экономическим показателям? Об этом беседуем с известным экспертом в области социальной психологии доцентом кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса Антоном ЛУКАШЕМ.

Заложники информации

- Вы как специалист по социальной психологии и управлению согласны с тем, что Волгоград - самый отстающий город?

- Давайте покинем виртуальную плоскость рейтингов и сравнений. Просто выйдем на улицу, окинем свежим взглядом родной город. Что мы видим? На улицах в деловой части в будние дни – столпотворение, большинство людей спешат на работу или по своим повседневным делам. А в выходные улицы наполовину пустеют, зато торговые центры, кафе, увеселительные заведения, загородные клубы заполняются отдыхающими, посетителями и покупателями, которые явно не считают последнюю копейку. В пригороде возле элитных построек полно припаркованных дорогостоящих машин. Да и само количество автомобилей на наших улицах сегодня зашкаливает, их намного больше, чем даже в Краснодарском крае. И это мы-то бедно и несчастно живем?! Какая-то странная у нас выходит нищета. Да и любые приезжие в наш город гости, даже москвичи, нередко говорят: «И почему некоторые волгоградцы жалуются на своё место жительства? Вполне даже респектабельный, интересный город!».

- Выходит, с нашим «углом зрения» на реальность что-то происходит?

- Всем, кто сегодня «вопит» о «беднейшем» Волгограде я бы посоветовал представить на миг, что мы вернулись в наш город 60-х или 80-х годов. Когда из всех сортов колбас в магазинах присутствовала лишь «ливерная собачья радость». Когда за молочными продуктами, «синими курами» и сметаной стояли очереди. Вот когда наш город действительно отвратительно жил или, как тогда говорили, «снабжался». Производя при этом продукцию – научную, промышленную, интеллектуальную - на многие миллионы рублей. Соседние города юга и центра страны жили объективно лучше нас, города мировых исторических событий.

- Откуда же берётся этот социальный пессимизм?

- Социальные, психологические и экономические причины для негатива есть, и закрывать на них глаза было бы наивно. Но давайте вместе откроем в Яндексе раздел «Новости Волгограда». Что мы видим? Интернет выдаёт нам заголовки: «Под Волгоградом житель сжег на костре супругу», «Волгоградская супружеская пара украла из бюджета миллионы», «Волгоградские энергетики оштрафованы», «Школьница в Волгограде выпрыгнула из окна». Представьте человека, который попытается по этим новостям сформировать представление о повседневной жизни нашего города. Да ему покажется, что мы в аду кромешном обитаем! Мы серьёзно проигрываем многим крупным городам страны именно в информационном плане. В городе и регионе нет своей осмысленной информационной политики, нет квалифицированных управленцев, которые бы работали с нашими информационными потоками. В итоге на первые позиции «типичных» волгоградских новостей выплывает откровенный информационный мусор из раздела криминальных сводок.

Горькая реальность

- Но только ли в этом дело, в провальной информационной политике власти?

- Есть, разумеется, и другие объективные причины для пессимизма волгоградцев. Вторая по важности причина для пессимизма - мы одни из лидеров в стране по количеству разводов. А семья, как и работа, – это одна из базовых социальных сред, где формируется самочувствие человека. Почти 60 процентов всех волгоградских браков распадаются.

Причина третья - в городе нет системной работы по благоустройству. Особенно это касается состояния дорог, чистоты во дворах, состояния зелёных зон. Город потерял прекрасные парковые клумбы, засушили городской сад и половину набережной. Целые участки дорог буквально смывало дождём. Особенно возмущают свалки – в городе и в окрестностях. Ситуация выправляется, но до идеала далеко. К сожалению, мы пока не научились чувствовать себя уютно в собственном городе.

Досье
Антон Лукаш. Родился в 1968 г. в Ленинграде. Окончил ВолГУ по специальности «юриспруденция». В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию по основам социального управления. Управляющий делами и доцент кафедры экономики и управления НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса», член Совета регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Член координационного совета при Управлении минюста России по Волгоградской области. Независимый эксперт по вопросам организации госслужбы при Управлении Федеральной службы судебных приставов по региону.

Причина четвёртая. Длительное нахождение региона в «красном политическом поясе» привело не только к недостатку федеральных ресурсов, но и сформировало высокий протестный потенциал части политической элиты. Конфликты, суды, выяснения отношений волгоградских политиков стабильно порождали негативный информационный фон жизни в нашем городе.

Следующая причина – организационные сложности получения жителями муниципальных и государственных услуг. Со стороны чиновников есть ориентация на процесс, а не на результат, часты отказы, переадресация, формализм, а это неизбежно формирует у жителей обиды на муниципальную и региональную власть.

Причина шестая, возможно, ключевая – индустриальный Волгоград сегодня стремительно  «переформатируется». Уходят в небытие, закрываются производства с устаревшими технологиями полувековой и более давности вроде того же «Химпрома», «Волгоградского алюминия». Это горькая реальность, корни которой лежат в 80-х и 90-х годах. Закрытие, ликвидация большинства устаревших производств – объективная неизбежность, даже если бы не было никаких кризисных явлений. И сегодня ключевая задача власти - обеспечить инвестиционную привлекательность региона, чтобы высвобождаемые работники этих гигантов чувствовали себя востребованными.

- То есть постоянные разговоры на тему «у нас всё самое отсталое» - не отражает реальной картины?

- В социальной психологии есть такое понятие «синдром выученной трудовой беспомощности». Любую свою профессиональную промашку горе-специалист начинает объяснять «плохой средой», «плохим городом» и т.п. Такие «недоспециалисты» и «квазиэксперты» первые кто готовы поднять информационную волну «мы живем на дне». Простейший принцип психологии гласит – никто никогда не захочет связываться, общаться с нытиками, неудачниками, занудами. Так зачем усиленно пытаться казаться таковыми?!

Неизвестный Волгоград

- Быстрые способы преодолеть негативное психологическое, информационное наследие существуют?

- У нас когда-то была попытка сформировать позитивный образ города, в котором хочется жить. Попытка заняться информационной политикой, презентацией лучших, уникальных особенностей нашей местности. Такая работа не потребует особых финансовых затрат. Можно ли сегодня в масштабе России услышать, что Волгоград – прекрасный летний город-курорт, где в обычный летний день можно за минимум наличности понежиться на чистых пляжах волжской косы, покататься на моторной лодке, роликах, посидеть в уютном кафе? Где доступная, интересная информация о наших Волге и Ахтубе, о самом большом европейском речном острове Сарпинском, о наших исторических традициях? У нас нет даже информационного ресурса, условно говоря, «Всё о Волгограде», где бы воедино бы свели самую «вкусную» информацию о городе, культуре, природной среде! Кто знает, например, что у нас в городе имеется уникальный детский симфонический оркестр, который восхищает своей музыкой пресыщенную Европу? Вот эту информацию и нужно продвигать на российском уровне в первую очередь.

Не понимаю, зачем нужно было носиться в свое время с мегапроектом «патриотический центр «Победа» вместо простейшего законодательного решения – сделать Волгоград центром школьного патриотического туризма? Вот это бы сработало на все сто!

Главное, чтобы пессимистичная информационная палитра перестала превалировать. Ведь мы живём в удивительном месте, нередко сами об этом не подозревая.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах