Волгоград, 30 мая – АиФ-Волгоград. В Волгоградской области не так много проектных организаций, но и заказов для них в нашем регионе мало: нет инвесторов. Для сравнения: среди всех субъектов ЮФО строительная доля Ростовской области составляет 30%, для Краснодарского края – 42%, для Волгоградской области – 5%. Однако Олимпиада пройдет, и все сосредоточатся на подготовке к ЧМ-2018.
Толстосумы глядят на центр
В уже сформированном городе, чтобы что-то построить, порою нужно что-то снести. Насколько красивее станет Волгоград, если в нем что-то поменять? Разумеется, все зависит от того, как менять.
– Проектирование – это не только выполнение проекта, – размышляет профессор кафедры МГАИ ЮФУ Михаил Лакшин. – Это управленческие, экономические процессы, которые иногда доставляют больше неприятностей, чем сама архитектура. Градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий. Чтобы построить современный город, нужны творцы, обладающие даром предвидения. Современная нормативно-правовая база не позволяет творчески действовать. И мы получаем безликие города. Как можно в таких условиях создавать шедевры архитектурного искусства?
В Волгограде при развитии уже застроенных территорий столкнулись с несовершенством, а иногда и противоречием градостроительного и жилищного законодательства. Во всяком случае, об этом говорят сами зодчие.
– Необходимо сохранять, оберегать архитектурное наследие. Но нам достались в наследство и бараки, которые нельзя использовать для жилья, – заявила начальник отдела планировки территории комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда Елена Прохорова. – Одним из направлений генерального плана является замена этажности застроенных территорий на более высокую.
Решение о развитии может быть принято, если на данной местности располагаются аварийные дома или здания, вошедшие в какую-либо программу. Помимо пресловутой точечной застройки, в жилых массивах города-героя то и дело попадаются старые индивидуальные строения или производственные базы. В 2008 году была принята муниципальная программа по сносу и реконструкции зданий. Теперь можно с уверенностью говорить о ее провале.
– Замахнулись на огромные территории – объем оказался нереален, – объясняет Прохорова. – Победитель аукциона не рассчитал силы. У нас нет инвестора, который мог бы тысячами сносить дома.
В плане есть 27 территорий, на которых наметили снос ветхого жилья. Но инвесторов-то интересует только центр. Поэтому реально можно говорить лишь о 10 площадках. В отношении половины из них капиталисты уже заинтересовались. По 2 местам в ближайшее время пройдет аукцион, а по 2 уже заключили договоры о развитии. Обе территории находятся в Ворошиловском районе: одна за железной дорогой, другая возле «торгушки» – в сторону Волги.
Вернуть фонтан на площадь у вокзала
С мундиалем у волгоградцев большие ожидания: и стадион, и инфраструктура. Для арены выбирали разные места: нынешнее в центре, в Советском районе и на Семи ветрах – с другой стороны Мамаева кургана.
– Когда приезжали члены комиссии FIFA, был туман. Проехали по Советскому, Дзержинскому районам, и только в центре выглянуло солнце. И они сказали: только здесь, – рассказал главный архитектор Волгограда Александр Моложавенко.
Но со строительством на историческом месте возникают свои сложности. В первую очередь, транспортная. Для решения этой проблемы еще в прошлом году спроектировали строительство нулевой продольной от улицы Калинина до гостиницы «Турист». Когда объездная дорога появится, появится доступ к стадиону не только от проспекта Ленина, но и со стороны Волги. Также запланирована реконструкция железнодорожной станции на Мамаевом кургане. Сейчас там жалкий полустанок, на котором останавливаются только электрички. Есть вариант сделать так, чтобы там можно было принимать и междугородние составы.
– Тренировочные поля и парковая зона рядом со стадионом останутся, – заверил Моложавенко. – Сейчас основная идея стадиона, который проектирует институт «Арена» компании GMP: круглый корпус, который опоясывает патриотическая красная лента. Чаша будет на том же месте, но повернется на 20 градусов к северу.
Вопрос о реконструкции аэровокзала еще не решен. Необходимо заранее решить, как после 2018 года использовать это имущество. Так что не исключено, что ограничатся возведением временного терминала. То же самое и с гостиницами. Сейчас в Волгограде номерной фонд составляет 3000 мест. Нужно еще столько же. Но ведь не известно, какие именно сборные будут играть у нас. А платежеспособность у англичан и немцев одна, а у парагвайцев и ганцев другая. Соответственно, пока нет уверенности, что нужно спешить строить пятизвездочные отели. Может, логичнее будет разбить палаточный лагерь.
Окончательно не сделан выбор и при определении места для фан-зоны. Прорабатывают как набережную, так и площадь Павших борцов.
Железнодорожный вокзал, наверняка, ждут изменения. Так, московская фирма «Мостовик» подготовила проект, по которому привокзальная площадь должна просто преобразиться. На месте нынешней автостоянки архитекторы разместили знаменитый по сталинградским фотографиям фонтан «Бармалей». Но и для машин предусмотрели место: парковка будет подземной.