165

Детям здесь интересно. Как работает “Доброшкола” в Волгораде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Нижнее Поволжье №49 08/12/2021
В школьной студии фото, видео и анимации ребята создают мульт­фильмы своими руками.
В школьной студии фото, видео и анимации ребята создают мульт­фильмы своими руками. ГКОУ "Волгоградская ОШИ № 6"

...Закончился урок, распахнулась дверь класса и тихий школьный коридор наполнился детскими голосами. «Здравствуйте!», «А вы кто?», «А что это у вас?» – засыпали вопросами окружившие меня первоклашки. 

Мне тоже интересно – не каждый день приходится посещать «Доброшколу». Какое оно, образовательное пространство нового типа для ребят с ограниченными возможностями здоровья? 

Директора – на камчатку

– Здравствуйте! Я журналист, а это – диктофон, – отвечаю ребятам.  

Первоклашки наперебой называют имена, а потом с восторгом прослушивают запись: «Это я», «А это я!».  Перемена заканчивается, малышню уводят на занятие. Остаёмся с логопедом Еленой Сосновцевой. 

– Год назад, – объясняет она, – некоторые ребята не могли произнести и слова. Сегодня они умеют строить фразы, пусть совсем простые, могут ответить на вопросы. И если монологическая речь у них пока не вполне развита, то в диалоге общаются с удовольствием, в состоянии объяснить, чего они хотят. 

Волгоградская школа-интернат № 6 – для особых детей, от рождения страдающих тяжёлыми нарушениями речи вплоть до немоты. 

– С 2013 г. мы открыли ещё и отделение для детей с нарушениями зрения, – рассказывает и. о. директора Наталья Мещерякова. – У нас семейная атмосфера – в школе немногим больше 200 учеников. Кто издалека, остаются ночевать в течение недели, остальных родители ежедневно привозят утром и забирают вечером. 

Наталья Юрьевна работает в школе почти четверть века, год – в качестве руководителя. В этом статусе ей выпало реализовать проект «Доброшкола». 

Для начала пришлось делать ремонт. К перестройке школы подошли кардинально – отдали под «Доброшколу» целый блок. Чтобы не нарушать её единства, выселили из своих кабинетов «на камчатку» директора и завхоза и организовали в этих помещениях кабинеты психолога и мастерскую декоративно-прикладного искусства. Здесь же три новых кабинета учителей-логопедов, оборудованные новейшими программами и техникой, кабинет дефектолога, швейная мастерская, мастерская робототехники и фотовидеостудия с зоной  для анимации. 

– До школы-интерната я работала в обычном образовательном учреждении, – делится психолог Кристина Горелова. – Там близко не было условий, какие созданы в нашей «Доброшколе». Маленькая комнатка, кипа бумаг, которые ученики заполняют, проходя тесты. Потом их долгая обработка. Сегодня у нас просторный светлый кабинет, столы с планшетами, смарт-доска, на которой мы с ребятами смотрим фильмы, презентации, разгадываем кроссворды. Для индивидуальных консультаций – уютный диван, для групповых занятий – удобные стулья. 

Задача Кристины Айказовны – сориентировать своих подопечных в море профессий. 

– В помощь нам – компьютерные программы, – говорит психолог. – Школа приобрела их в рамках проекта. Ученики заполняют тесты и тут же получают рекомендации, в какой сфере им лучше искать себя. Такой подход к профориентации куда интереснее для ребят, чем разговоры о том, каких специалистов выпускают колледжи, техникумы, вузы нашего региона. 

Новейшие технологии доступны ученикам школы-интерната и в других кабинетах. Мальчишек увлекает робототехника – для этого в рамках проекта приобрели суперсовременные конструкторы. На занятиях школьники не только собирают и программируют роботов – они общаются, тренируют мелкую моторику. С роботами на «ты» ученики всего несколько месяцев, а один из девятиклассников уже твёрдо решил – своё будущее он свяжет с IT-технологиями. 

Девочек больше привлекает швейная мастерская. Не каждая современная женщина может  прострочить ровный шов. А воспитанницы школы-интерната № 6 уже самостоятельно сшили занавес для актового зала. Сейчас под руководством педагогов шьют шторы для окон, осваивают вышивку. Швейные машины, на которых они практикуются, настраиваются с помощью компьютерных программ.   

В компании бегемотика

Обучение в школе-интернате и до участия в проекте «Доброшкола» было на высоте. 

– Хотя наше учебное заведение считается коррекционным, мы даём ученикам цензовое образование, – поясняет руководитель учреждения Наталья Мещерякова. – Их знания равноценны тем, что получают обычные школьники. ГИЭ наши дети сдают вместе с выпускниками лицеев, гимназий, и у нас всегда 100%-ная успеваемость. Все наши девятиклассники поступают в колледжи и получают профессии, востребованные на рынке труда. 

Сегодня процесс обучения стал интереснее и для детей, и для взрослых. 

– В школе я работаю 27 лет, и мне есть с чем сравнивать, – говорит логопед Елена Сосновцева. – Раньше пособия к каждому занятию педагоги делали своими руками. В рамках проекта «Доброшкола» мы получили современные логопедические тренажёры, игры. Дети занимаются с ними с большим удовольствием и увлечённостью.

Осваивать технику речи малыши начинают с артикуляционной гимнастики. Прежде логопеды показывали им упражнения. Сейчас тренировки проходят под руководством бегемотиков – ярких перчаточных игрушек, которые педагог надевает на руку. И многоразовое повторение одних и тех же движений превращается в игру. 

– Всё чаще в школу поступают неговорящие дети, – делится Елена Александровна. – В работе с такими малышами важно постоянно удерживать их внимание, чтобы они не теряли интерес к занятиям. В помощь нам и логопедические сундуки со множеством наглядных материалов, и компьютерные программы.

Для детей, страдающих оптической дисграфией, зрительно путающих буквы, школа приобрела логопедическую программу «Море словесности». Благодаря участию в федеральном проекте эта методика преодоления нарушения письма стала доступна школьникам.

Для незрячих и слабовидящих детей закупили тактильные и световые панели, говорящий определитель цвета, компьютеры с программой голосового сопровождения, портативный дисплей Брайля, с помощью которого появилась возможность чтения плоскопечатного текста с экрана компьютера. 

«Готовим к жизни»

Техническому оснащению школы-интерната позавидуют многие обычные учебные заведения. Важно, что кабинеты не простаивают – пользуются ими все без исключения школьники.

Гордость руководителя школы Натальи Мещеряковой – мастерская декоративно-прикладного искусства, которая и в самом деле похожа на мастерскую живописца, где осваивают азы творчества юные таланты. А к современным технологиям ребята приобщаются в фотови­деостудии, где установлены два мультистанка – для создания  плоских и объёмных мульт­фильмов.

– Пока дети только пробуют себя в этих техниках, – говорит педагог Андрей Иванов. – Но мы уверены – скоро у них появятся свои творческие идеи. А в будущем они смогут создавать яркие и интересные мультфильмы.

Наталья Юрьевна подчёркивает – дополнительное образование в школе ввели не только ради разнообразия учебного процесса. Цель педагогического коллектива – подготовить школьников к жизни. 

– Мы понимаем, что нашим детям будет сложнее найти своё место во взрослой жизни, чем выпускникам обычных школ, и стремимся создать им такие условия, в которых они, обучаясь, будут приобретать профессиональные навыки.

Комментарий
И. о. директора ГКОУ «Волгоградская ОШИ № 6» Наталья Мещерякова: «Цель проекта «Доброшкола» – создать детям с ОВЗ комфортные условия для обучения и оснастить школу по последнему слову науки и техники. Мы приняли эстафету участия в «Доброшколе» от коллективов школ-интернатов № 3 и № 4. Была создана рабочая группа, проведён анализ материально-технического оснащения школы, продумано, какое ещё оборудование необходимо, определены новые направления допобразования, разработаны дизайн-проекты кабинетов, мастерских и других помещений. Так было положено начало реализации проекта».

Кто получит новое оборудование? 

В 2020 году современные мастерские и предметные кабинеты открыли в волгоградских школах-интернатах № 3 и № 4, в нынешнем – в Михайловской школе-интернате для детей с нарушением зрения. 

О желании принять участие в проекте «Доброшкола» заявили школы-интернаты № 2 и № 5. Всего в рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» до 2024 года в Волгоградской области планируется обновить материально-техническую базу в 13 коррекционных образовательных учреждениях.

Материал подготовлен в рамках проекта «Ступени в будущее»

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах