В последние месяцы наблюдается массовая активность злоумышленников. Их жертвами становятся не только пенсионеры, но и люди среднего возраста, молодёжь. Нацеливаются преступники и на детей.
Под давлением
На прошлой неделе стало известно, что в Волжском Волгоградской области жертвой мошенников стала 15-летняя школьница. Девочка передала злоумышленникам все мамины накопления. Согласно данным ГУ МВД по региону, юной волжанке позвонил человек и представился сотрудником правоохранительных органов. Незнакомец убедил школьницу в том, что ей необходимо «задекларировать» все ценности и деньги, имеющиеся дома.
Под давлением взрослого подросток собрала все имеющиеся дома деньги, ювелирные украшения на общую сумму больше четырёхсот тысяч рублей и отправила всё это курьерской доставкой на указанный мошенником адрес. По данному факту возбуждено уголовное дело.
По данным ГУ МВД по Волгоградской области, только за август 2025 года в регионе было зарегистрировано больше сотни фактов мошенничества. Общая сумма ущерба превысила 135 млн рублей.
Схемы мошенников разнообразны. Это могут быть предложения продажи несуществующих товаров, фиктивных вакансий, использование фальшивых инвестиционных платформ. Преступники могут красть личные данные граждан через мессенджеры и посредством поддельных приложений; звонить от лица сотрудников силовых структур, госорганов, банков с предложениями перевода денег на «безопасный счёт», просьбами перевести деньги для того, чтобы избавить от привлечения к ответственности родственника за якобы совершённое преступление, угрозами блокировки счетов.
Аферисты стали массово рассылать электронные письма с фальшивыми предложениями от имени известного магазина электронной техники. Внимание привлекают анонсы «эксклюзивных акций», скидки до 50 процентов. Кроме рекламы такие письма содержат ссылку на поддельный сайт, внешне похожий на официальный ресурс магазина. Таким образом мошенники пытаются получить доступ к банковским данным пользователей. Перейдя по ссылке, человек попадает на поддельный сайт и если он пытается оформить заказ, его перенаправляют на фальшивую страницу для ввода данных карты. И в итоге человек остаётся без денег.
Электронные письма аферисты рассылают и от имени банков. Мошенники сообщают людям о том, что с их счетов скоро спишется новый налог. И если в срочном порядке не зайти в личный кабинет и не подписать заявление на отказ от платежей, то ежемесячно придётся перечислять в бюджет десятки тысяч рублей. По ссылке человек переходит на поддельный сайт, затем указывает номер телефона для входа в личный кабинет и подписания «заявления об отмене налога». Злоумышленники, получив этот номер, вводят его на настоящем сайте банка и получают доступ к личному кабинету.
В конце года наступает срок уплаты имущественных налогов, и уже сейчас аферисты рассылают поддельные уведомления и квитанции, подбрасывают в почтовые ящики квитанции с QR-кодами, ведущими на фишинговые ресурсы.
На прошлой неделе в Волгограде состоялось совместное заседание сотрудников Управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД России по региону и работников регионального комитета соцзащиты населения, в ходе которого были затронуты вопросы противодействия мошенничеству. Правоохранители убеждены: не только оперативное реагирование, но и совместные действия полиции и соцслужб способны остановить рост мошенничеств.
Ни жалости, ни страха, ни жадности...
Какие качества нужно «прокачать», чтобы не стать жертвой мошенников?
«При разговоре с незнакомцами по телефону первое, что нужно включать — это критическое мышление, — считает клинический психолог Анна Корпачева. — Нужно задать себе несколько вопросов: „Почему этот человек/компания предлагает мне это? Почему условия такие выгодные?“. Здоровый скептицизм — ваш главный помощник. Также очень важна эмоциональная устойчивость. Мошенники играют на жадности, страхе, жалости, чувстве долга. Если вы разговариваете с незнакомым человеком и начинаете испытывать какую-то из этих эмоций, скажите себе: „Стоп! Почему этот человек начал манипулировать мной?“».
Психолог напоминает: очень важно уметь говорить «нет».
«Многие люди попадаются на удочку, потому что им неудобно отказать вежливому (на первый взгляд) человеку. Помните: ваша безопасность важнее вежливости. Вы не обязаны ничего объяснять. Простое „Нет, спасибо, мне это неинтересно“ и разрыв контакта — лучшая тактика, — рекомендует Анна Корпачева. — И ещё. Установите для себя правило: никаких финансовых решений, передач данных или нажатия на ссылки в момент первого контакта. „Нужно подумать. Я перезвоню/напишу позже“».