В чем запреты на Ивана Молчальника и что следует сделать 16 декабря?
– Православная церковь чтит 16 декабря память святого преподобного Иоанна, епископа Колонийского, жившего в 1 веке и известного, как Великий Молчальник, – рассказывает собеседник vlg.aif.ru Светлана Снежина.
Получил он это прозвище за то, что хранил безмолвие в течение 40 лет своей жизни.
Как гласит предание, родился святой Иоанн Молчальник в богатой семье, с детства интересовался Священным Писанием и изучал его. Оставшись без родителей в 18-летнем возрасте, он часть имущества раздал бедным, вторую часть потратил на строительство церквей и храмов, а сам отправился в монастырь, где прожил 10 лет.
В 28-летнем возрасте его назначили епископом Колонийского монастыря, но очень требовательное отношение к себе и к прихожанам, а также юношеский максимализм, не позволяющий идти на компромиссы при вмешательстве правительства в дела духовные, он уходит из обители и отправляется в Иерусалим, где становится простым послушником в лавре святого Саввы.
В монастыре он принял обет молчания, но и это ему казалось не такой степенью уединения, как ему хотелось, и спустя какое-то время он покинул монастырь и поселился в пустыне.
Он жил там в полном уединении и молчании, питаясь исключительно травами.
Благодаря этому он приобрел очень мощную внутреннюю силу и способность исцелять людей своей молитвой. Спустя девять лет, игумен Савва уговорил Иоанна Молчальника вернуться в обитель, где он и прожил еще 66 лет, исцеляя всех нуждающихся в этом.
На Руси очень любили в старину этого святого – верили и имели опыт получения помощи от него через свои молитвы. Но святой этот довольно суров – просящему у него помощи обычно требуется не просто молитву ему прочитать и попросить о помощи, но желательно самому перед этим хотя бы день провести в молчании.
А в день памяти святого вообще всем рекомендуется больше молчать. Даже идя на службу, люди не здоровались друг другом, ограничиваясь просто кивком головы. И даже молитву надо читать молча, про себя, не произнося слова даже шепотом. Если соблюсти все требования, то такая молитва, обращенная к святому Иоанну, могла исцелить даже безнадежно больного.
Тем же, кто болтал в этот день почем зря, надо было приготовиться к болезням горла, самые же говорливые и крикливые могли вообще голос потерять.
Те же, кто мог удержаться от разговоров в этот день вообще, могли смело рассчитывать на помощь в любых начинаниях и избавлении от несчастий. Поэтому старались вести себя ниже воды, тише травы. И даже обычно шумные семейные обеды проходили в полной тишине – только стук ложек был слышен.
Хозяйки обязательно готовили в этот день вареники с картошкой, квашеной капустой или редькой. Форма вареника чем-то напоминает ухо, и это было символическим напоминанием о том, что надо меньше говорить, а больше слушать. Причем, слушать рекомендовалось не людей, а либо свой внутренний голос, либо голос Бога.
В течение всего этого дня предки наши занимались обычной домашней работой и старались пораньше лечь спать, чтобы не столкнуться с нечистью, которая после полуночи уже начинала бушевать на улице, а порой и во дворах. Чтобы она не проникла в дом, на пороги обычно сыпали соль, как бы преграждая ею проход через порог. «Дорожку соляную проведу, нечистую силу в дом не пущу», - говорили наши предки, а утром сметали и выбрасывали эту соль.
Приметы дня:
- Снегири прилетели и поют под окном свои песни – к оттепели.
- Снег идет в этот день – хороший урожай хлеба жди, нет снега – год будет малоурожайным.
- Дрова в печке потрескивают – к морозам.