Кто может парковаться во дворе МКД?
Возможности парковки во дворе по действующему законодательству комментирует эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист России Владимир Кудрявцев:
— Собственники жилья в многоквартирном доме имеют право пользоваться общедомовым имуществом. Автомобильная парковка к такому имуществу относится, а значит, оставлять машину во дворе дома можно.
Однако машина машине — рознь: если проживающий в МКД водитель оставит во дворе такси, грузовик, машину доставки или каршеринга, с законностью парковки могут возникнуть сложности.
Лучше всего оставлять автомобиль в специально отведенных местах, обозначенных специальной разметкой или знаками. Это могут быть «карманы» на проезжей части или парковочные площадки для жильцов дома.
Если возле дома нет оборудованной парковки, машину можно поставить у края дороги либо на тротуаре, оставив не меньше двух метров для пешеходов.
Все автомобили массой до 3,5 тонны разрешено парковать во дворе — независимо от того, живет водитель в этом доме или нет.
Но парковка во дворе дома имеет ряд ограничений. В частности, запрещается оставлять авто в местах, не предназначенных для движения, к таким местам относятся:
- газоны, клумбы и тротуары;
- проезды во двор;
- детские площадки;
- подъезды и контейнеры для мусора.
Правила парковки в жилой зоне регламентированы законодательством и ПДД. Если их нарушить, можно получить административное наказание.
Согласно п.17.2 ПДД, во дворах запрещается:
- сквозное движение;
- учебная езда;
- парковка автобусов и большегрузов в жилой зоне;
- стоянка с включенным мотором больше пяти минут.
Водителям следует иметь в виду, что различными актами запрещается:
- наезжать на бордюр или ограждение;
- оставлять авто на повороте во двор или под окнами дома;
- парковаться вторым рядом;
- загораживать проезд транспорту спецслужб и другим авто;
- присваивать парковочное место без разрешения;
- устанавливать ограждения и другие конструкции, которые препятствуют использованию общедоступных парковок;
- мыть машину.
Отдельные ограничения действуют для транспорта разных категорий.
Транспорт тяжелее 3,5 тонны — грузовики, автобусы — нельзя оставлять во дворах жилых домов. Для них нужно искать специально оборудованные зоны со знаками и разметкой.
Ограничения по парковке во дворе действуют для коммерческого транспорта, к нему относятся — такси, машины каршеринга, фургоны курьерских служб, автомобили с рекламой на бортах, грузовики для перевозки товаров, автобусы (маршрутки).
Парковка такси в жилой зоне разрешена, если автомобиль останавливается ненадолго. Оставить машину на ночь нельзя. Если кто-либо из жильцов дома использует личное авто как такси, он может парковать авто во дворе на общих основаниях.
Коммерческий транспорт массой более 3,5 тонны может заезжать во двор только на время погрузки, разгрузки или посадки пассажиров. В остальных случаях остановка разрешена не более чем на пять минут.
Дополнительно напомню, что запрещается блокировать въезды во двор и выходы из подъездов; парковаться ближе 10 метров от окон жилого дома; стоять с работающим двигателем дольше пяти минут.
И еще: часто возникает спор о том, что считать тротуаром. Тротуар при парковке автомобиля — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделённый от них газоном.
Согласно статье 12.2 ПДД РФ, парковка на тротуаре разрешена легковым авто, мотоциклам и мопедам, если тротуар граничит с проезжей частью и сопровождается знаком «Парковка» либо знаком о парковке на бордюре.
Также остановка на тротуаре возможна в случае форс-мажора: водителю стало плохо, сломалась машина и т. д. Важно, чтобы автомобиль не мешал пешеходам и не создавал опасность для них, то есть нужно исключить самопроизвольное движение, включить аварийку и поставить аварийный знак.
При МКД могут создаваться парковки общего пользования. Решения о создании парковок общего пользования в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД, принимаются в соответствии с жилищным законодательством и земельным законодательством.
Размещение парковок общего пользования осуществляется с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.
Назначение и вместительность таких парковок определяются в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.