Как проверить верность счёта за электроэнергию, если счётчик опломбирован?
В нашем доме энергосбытовая компания начала ставить новые индивидуальные электронные счётчики электроэнергии (энергомеры). Они выглядят странно – как наглухо закрытые, запечатанные и опломбированные серые ящики. Выходит, я как абонент не смогу увидеть на таком приборе учёта количество потреблённой моей квартирой энергии? И как тогда проверить обоснованность счёта?
А. Яковенко, Волгоград
– Ещё с июля 2020 г. в соответствие с Федеральным законом № 522-ФЗ, ресурсоснабжающие организации обязаны за свой счёт устанавливать в многоквартирных домах так называемые умные счётчики электроэнергии, – объясняет руководитель АНО «Центр содействия участникам сферы ЖКХ» Вячеслав Гончаренко. – Новые счётчики сопряжены с информационными системами учёта и автоматически передают показания в энергосбытовые компании. Потребитель данные не передаёт. И ещё: дистанционно энергопоставщики смогут теперь ограничить подачу ресурса должникам. Какой-либо технической возможности менять показания потреблённого энергоресурса «в свою пользу» такие ИПУ иметь не должны, это будет расценено как злостное правонарушение.
В законодательстве у потребителя отсутствует право отказаться от установки «умного счётчика». В случае двукратного недопуска специалистов для установки прибора учёта плата за электроснабжение рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с повышающим коэффициентом, равным 1,5. То есть платить за поставляемые энергоресурсы придётся больше.
Судя по доступной информации, существует несколько технологий передачи показаний таким счётчиком – по радиоканалу или за счёт использования GSM-модема. Но главное, что показания должны быть доступны и потребителям. Доступны не в плане технического вмешательства в их работу, а в плане контроле за показаниями, в том числе в режиме онлайн.
Жилец вправе привлечь к участию в проверке такого счётчика эксперта в области метрологии.
Если прибор установили без вашего ведома, без всяких объяснений, лично я бы оспорил его установку в суде. Основание для иска в суд в том, что потребитель должен быть активным участником процесса снятия показаний, а не пассивным статистом по результатам. Законодательство даёт жильцам такую возможность.
В любом случае, энергокомпания должна была предоставить жильцам всю информацию об установленном новом приборе учёта и принципах его работы.
От редакции. Фото прибора учёта и его координаты редакция передала «Волгоградэнергосбыту». Там пообещали оперативно разобраться с ситуацией. Если выяснится, что это действительно счётчик нового поколения и что он установлен на законных основаниях, то жильцам предоставят всю информацию по его работе и принципам контроля.