Говорят, утечка персональных данных граждан приобрела характер эпидемии?
— Да, — подтверждает эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист России Владимир Кудрявцев,— утечка настолько обширна, что ситуация стала предметом обсуждения в сентябре текущего года на «Восточном экономическом форуме — 2024». За четыре года произошел почти шестикратный рост объемов утечки персональных данных граждан страны, что стимулирует мошенничество с использованием этих данных.
На Форуме представитель Сбербанка констатировал, что банку известно более 1 тыс. источников информации, в которых хранится более 3 млрд записей о гражданах России, причем, подавляющее большинство этих данных граждане оставляют добровольно — при онлайн-покупках, в сфере услуг, в социальных сетях и т.п.
Основной состав предоставляемых гражданами данных — имена, отчества, фамилии, дни рождения, номера телефона, e-mail, адреса проживания, IP-адреса. Особенно привлекательны злоумышленникам сочетания 2-3 таких данных, по ним они легко обнаруживают любые данные о собственности граждан.
Всеми этими данными могут легко воспользоваться мошенники: фактически это фундамент, на котором строят свою преступную деятельность телефонные мошенники.
В сутки граждане страны получают до 6 млн мошеннических звонков, схемы обмана становятся всё более изощренными, известны более 200 схем мошенничества, да и «средний чек» мошенничества вырос. Реализация каждой из этих схем становится возможной только благодаря доступу мошенников к персональным данным.
На Форуме констатировали, что сегодня уже не существует тайны личной жизни. Вопрос в том, как обеспечить ее в будущем. Конечно, некоторая часть попыток мошенничества банки останавливают, но вывод таков: большинство хищений — это следствие «взлома» не технологий защиты, а человека.
Клиенты зачастую предпринимают неправильные действия, вступают в разговор с мошенниками, и технологически банку практически невозможно от этого защититься.