Примерное время чтения: 9 минут
484

Трудно не на сцене, а за кулисами. Вера Семёнова об актерской профессии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Нижнее Поволжье №39 26/09/2018
Даже после 70 лет на сцене Семёнова по-прежнему волнуется перед каждым выходом.
Даже после 70 лет на сцене Семёнова по-прежнему волнуется перед каждым выходом. Волгоградский молодежный театр

26 сентября новый сезон Волгоградского молодёжного театра открывает бенефис «Сны Веры Павловны». Спектакль посвящён судьбе заслуженной артистки РСФСР Веры Семёновой, которая и в свои 90 лет продолжает играть на сцене. 

Острохарактерная героиня

«Когда я поступала в студию театра «Красный факел» в Новосибирске, один из членов приёмной комиссии сказал: «Ну, куда ей сейчас играть? Она же до своих ролей дорастёт только лет через 20…» К счастью, я всё равно поступила, но эти слова оказались пророческими», - вспоминает Вера Павловна. 
Актриса отдала сцене более 70 лет. Всё началось ещё в раннем возрасте. Маленькая Вера родилась в семье известного дирижёра с мировым именем Павла Клочкова.

«Лет в пять я решила, что буду певицей. К нам в гости постоянно приходили музыканты и певцы, что-то репетировали. Когда родителей не было, я надевала мамины красивые платья и туфли и пела перед зеркалом те партии, которые разучивали у нас дома артисты. Раза два даже голос срывала. Мама думала, что я простыла, но на самом деле я так усердно репетировала. Тогда меня мало интересовало, что у меня не будет профессионального певческого голоса», - признаётся актриса.

До восьми лет Вера жила в Ленинграде постоянно, а потом начались разъезды по разным городам. 
«Мой отец как раз работал в Кисловодске. Там мы пошли на спектакль «Дети Ванюшина», где я увидела, что на сцене не только поют, но и говорят. Мне показалось это ещё более интересным. Потом в школе я сразу заявила, что хочу учить стихи и выступать перед публикой, - говорит Вера Павловна. - Конечно, настоящее понимание актёрского дела пришло ко мне намного позже».

Острохарактерная актриса - вот амплуа Семёновой. За свою карьеру она успела сыграть более 200 ролей.

«Играла девочек, мальчиков и часто старух, хотя мне и было лет двадцать. Но я искренне любила каждую из своих ролей», - признаётся Вера Павловна.

Ошибка эпохи

Впервые на сцене она оказалась ещё в 8-м классе. 

«В то время в госпиталях Кисловодска лежали раненые солдаты. Я решила помогать им. Была, как сейчас бы сказали, волонтёром. Выводила на прогулку и сопровождала тех, кто шёл на поправку.

Представляете, мне даже сделал предложение один из солдат. Но я отказала, ведь мне было только 14 лет. Я не понимала, что такое «замуж», мне учиться надо было! В госпитале тогда культмассовой деятельностью руководила эвакуированная актриса из Ленинграда. Узнав, что я умею петь, танцевать и читаю стихи, она сразу определила меня на роль домработницы в пьесе «Перестаралась», - рассказывает Семёнова.   

Спустя несколько лет эту же пьесу маленькая Вера срежиссировала и поставила в школе. Тогда семья будущей актрисы уже жила в Сибири, куда репрессировали её отца.

«31 августа 1944 года в 2 часа 30 минут ночи раздался резкий стук в нашу дверь. Вошли участковый и двое военных. Объявили: «20 минут на сборы» - и перевернули всё вверх дном, нарочно разрывая простыни, подушки. Один раздавил сапогом дорогую серьгу, второй сунул в карман папину «опасную» бритву и точильный камень, сказав: «Это тебе уже не понадобится»… Ну, прямо как в кинофильме  об аресте революционеров полицейскими. Только к нам ведь пришли наши солдаты, родные защитники, а они почему-то называли нас «врагами народа», зачитывая приказ о высылке, - пишет Вера Павловна в книге «Петля: воспоминания, очерки, документы», которая посвящена историям жизни репрессированных. - Туман, один туман перед глазами. Даже мама не плакала, но она оглохла, и потом слух полностью так и не вернулся к ней. Я почему-то собирала всё по одной паре: одни трусы, одну рубашку, одни чулки. Но зато журналы про Орлову собрала все, а рядом валялись янтарные бусы, новые туфли. Нас погрузили в огромную крытую брезентом машину. <…> Нас привезли на товарную станцию, где уже грузились в товарный состав несколько сот человек. <…> Вдруг перед нашим вагоном появился мой соученик, сын второго дирижёра и скрипача Матусевича. С Толей мы дружили, семьи наши до войны встречались. Он поймал мой взгляд и крикнул: «Здесь везут врага народа Клочкова! Можно ли его за это осудить?».

Вот так в одночасье вся жизнь Веры и её семьи изменилась. На отца был донос. Никто не стал разбираться, как на то надеялся знаменитый дирижёр. Просто выслали в Сибирь. Просто объявили врагом народа. 

«Его лагерная судьба воспринималась им как жестокая ошибка из-за кляуз злых людей… Он умер, так и не узнав, что это была ошибка эпохи… В годы «оттепели» 50-х годов он бережно собирал газеты с публикациями о трагедии Тухачевского, Гамарника и других жертв сталинизма. Сообщения о их невиновности потрясали его своей неожиданной откровенностью и наполнили его чувством сопричастия к человеческому горю, масштабность которого мы все узнали только недавно…» - пишет Вера Семеновна. Говорить ей об этом больно, поэтому мы приводим слова из книги. 

Долгие годы Вера Павловна никому не рассказывала о тех страшных событиях. Однако и в ссылке её любовь к театру только крепла. В школе будущая заслуженная артистка поставила множество спектаклей. В 15 лет руководила драмкружком поселкового клуба.

После школы поступила в студию новосибирского театра «Красный факел», по окончании которой по распределению попала в Томск.

«В Томске началась настоящая работа за самую маленькую зарплату. Были голодные времена, послевоенные. Но даже тогда у меня и мысли не возникало бросить любимую сцену», - делится актриса. 

Вид самогипноза

В Томске Семёнова прожила девять лет. Там она первый раз вышла замуж и родила дочь. К сожалению, дочь актрисы умерла в 18 лет. А с первым мужем Вера Павловна разошлась через восемь лет брака. О сложных периодах жизни актриса говорить не любит.

«В моей жизни было всё: радость, трагедии, лишения, интересные встречи и тяжёлые потери… Но от любой проблемы, от любого несчастья или болезни у меня одно лекарство - сцена», - признаётся артистка. Даже сейчас, накануне юбилея, врачи предостерегают Веру Павловну от излишнего волнения.

«Вот выписывают мне успокоительные, говорят, не нервничайте. А как же мне пить эти таблетки, я ведь играть не смогу? Профессия актёра держится на нервах. Если я буду спокойная, то не смогу передать эмоции и переживания персонажа, которого играю», - объясняет Семёнова. И действительно, это удивительно, как за минуту из пожилой женщины, сидящей молча в кресле, Вера Павловна превращается в женщину с горящими глазами, стоит только режиссёру сказать, что её выход. Она отпускает палочку, на которую опирается. Походка на сцене становится лёгкой, словно и нет ей этих 90 лет! Голос уверенный, энергетика зашкаливает, от её игры мурашки бегут по телу…

Кстати, Вера Павловна - единственная актриса в ЮФО, которая, несмотря на солидный возраст, продолжает работать. Юбилярша задействована не только в бенефисе, но и играет в трёх спектаклях Волгоградского молодёжного театра: в «Моём веке» Мишель Лоранс, в в пьесе Николая Коляды «Драйзибенас» по повести Пушкина «Пиковая дама» и в спектакле по пьесе Валентина Катаева «Синий платочек».

«Волгоград - это основная часть моей жизни. Здесь я вышла замуж за моего второго мужа, здесь родился и вырос мой сын, здесь я сыграла свои главные роли - уже в зрелом возрасте, как и предсказывали мне на вступительных экзаменах», - объясняет актриса. 

Вера Павловна долгое время играла на сцене НЭТа. Громкий успех имел спектакль «Дорогая Памела», поставленный Владимиром Морозовым на сцене НЭТа и спродюсированный её сыном, Владимиром Бондаренко-младшим, к 75-летию Веры Семеновой. Последние годы Семёнова играет на сцене Волгоградского молодёжного театра. Коллектив актрисе очень нравится и напоминает ей, по её признанию, о студенческих временах.  

«Знаете, мой папа всегда говорил, что трудно не на сцене, трудно – за кулисами. Что бы там у тебя не происходило, когда выходишь на сцену, жить нужно только мыслями и переживаниями героя. Свои проблемы ты оставляешь за сценой. Нужно перевоплощаться - вот это настоящий актерский профессионализм», - считает Семёнова. 

Актриса, несмотря на огромный опыт, по-прежнему волнуется перед каждым выходом на сцену.
«Когда перестану волноваться - значит, пора уходить, - говорит Вера Павловна. - Артист должен волноваться. Я до сих пор перед каждым спектаклем настраиваюсь. За 3-4 часа ничего не ем. Гримироваться люблю одна, разговоры отвлекают. Актёрское искусство - это, на мой взгляд, вид какого-то самогипноза. Ты входишь в образ, проживаешь его. В моей жизни из двух с лишним сотен ролей было 5-6, после которых я на протяжении ещё нескольких часов после спектакля не могла разгримироваться, вернуться обратно в свою жизнь. До мурашек. Да, такое бывает не всегда, но именно в этом особый актёрский кайф!»

Когда-то на вступительных экзаменах в театральную студию Веру Павловну спросили, почему она хочет стать актрисой. 

«Мне одной жизни мало. Я хочу прожить множество жизней разных персонажей, множество судеб, создать множество образов», - ответила приёмной комиссии Семёнова. Что ж, ей это удалось! И в день 90-летия актриса выйдет на сцену, чтобы рассказать зрителям теперь уже о своей собственной жизни, наполненной образами, ролями и переживаниями.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах