Примерное время чтения: 9 минут
2081

Любовь с сожалением. Почему успешный художник уезжает из Волгограда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Нижнее Поволжье №6 06/02/2019
Глеб Данилов / АиФ

Станислав Азаров - волгоградский художник, чьи работы есть в частных коллекциях, галереях Москвы и зарубежных музеях. Он рисует, создаёт гравюры, занимается фотографией и печатной графикой, сотрудничает с архитекторами, участвует в публичных проектах. 

Но даже при такой насыщенной и успешной деятельности планирует уехать из Волгограда. Почему?

Мы пообщались с художником и узнали его мнение о жителях и жизни в нашем городе.

По следам Тома Сойера 

- Сложно сейчас быть успешным художником? С чего пришлось начинать?

- Профессионально рисовать я начал в институте, но это не было специально направлено в коммерческую сторону. Организовывал первые выставки - на них ходили сокурсники, друзья. О широкой известности тогда речи не шло - это были 90-е годы, даже интернета не было. Потом познакомился с искусствоведом Любовью Яхонтовой. Любовь Аркадьевна в это время уже жила в Москве, у неё была своя галерея. Она продвигала меня и Алексея Шилова, представляла наши работы на выставках. Параллельно я работал преподавателем в педагогическом университете, ежегодно участвовал в выставках «Арт-Манеж», проекте «Арт-Москва», отправлял письма с работами в музеи Европы - так моя графика попала в один из музеев Бельгии.

Досье
Станислав Азаров. Родился 27 мая 1977 года. Окончил ВГПУ, факультет искусств по специализации «Печатная графика». Член Союза художников России. Выставлялся в Московском музее современного искусства, на популярных выставках «Арт-Манеж», «Худграф», в различных частных галереях. Сотрудничает с Домом-музеем П. В. Кузнецова в Саратове. Работы художника находятся в музее Бельгии.

- А где ваши работы могут увидеть волгоградцы?

- Например, в «Сити-холле» гостиницы «Южная». Есть проект для реабилитационного отделения онкодиспансера - его попросила оформить главный врач больницы. 

Во многих городах и странах в медицинских учреждениях есть искусство.

- Расскажите про ваш проект с волгоградской водокачкой по разукрашиванию огромного забора?

- Это была идея Анны Степновой - представлять искусство на публичных городских пространствах. Мы решили нарисовать сюжет, как вода через очистные сооружения поступает из Волги в дома волгоградцев. Не многие же об этом знают! Выбрали очень длинный забор вдоль проспекта Ленина на стыке Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов, создали эскизы, подготовили стену. 

- Вы сами всё рисовали?

- Нам помогало множество волонтёров - сотрудники очистных сооружений, люди, откликнувшиеся на объявление в социальных сетях. Мы работали в мае-июне, на площадке находились с утра до вечера, при этом уже начиналась мошка и комары. У нас была куча репеллентов, очень много воды, было жарко, но весело. Люди записывались в очередь, чтобы порисовать.

- Если какое-нибудь учреждение обратится с аналогичным предложением, согласитесь?

- Конечно! Мы ещё делали гигантскую раскраску на гастрономическом фестивале в День города в 2018 году - она отлично зашла, всем понравилась идея. Планировали продолжение проекта на водокачке с «Концессиями водоснабжения» - там хотели сделать что-то вроде культурного центра. В своё время здесь прошёл паблик-арт, «Ночь музеев», показ фильма про воду. Будучи нефункционирующим зданием, водокачка стала очень притягательным местом. Но, к сожалению, ничего не вышло. 

Не привыкайте к грязи 

- А есть ли у вас работы о Волгограде?

- У меня есть серия работ об архитектуре города - мне нравится эпоха сталинского ампира. Я нарисовал Краснооктябрьский, Центральный, Ворошиловский районы, ещё не доехал до Тракторозаводского, но планы на него есть. 

- Что ещё в Волгограде вас вдохновляет, кроме архитектуры?

- Природа, пейзажи, степь голая! Обрывы на Волге очень красивые.

- Вообще, Волгоград трудно рисовать? Есть мнение, что он скучный, унылый…

- Очень трудно! Долгие годы я вообще не изображал Волгоград в своих работах. Здесь какая-то энергетика тяжёлая. Я не сильно транслирую это в своём творчестве, хотя на мои работы она оказывает серьёзное влияние. Волгоград, конечно, красивый город, но у меня к нему отношение любви, граничащее с сожалением… Это такая гигантская разрушающаяся промзона.

- А уезжать отсюда не хотите?

- Хочу. Смотрю на планомерность отъезда знакомых из разных сфер деятельности и понимаю, что хочу. И даже если я здесь пока задерживаюсь, лучше от этого не становится. Куда планирую уехать, ещё не знаю.

- Ну а друзьям из других стран или городов порекомендовали бы к нам приехать? Как туристам?

- Если только в качестве какого-то экстремального вида туризма. Например, отвезти иностранцев в нашу глубинку - показать им людей в ушанках, ёлки, волков или медведей. Но это очень субъективно. Надо понимать, что у нас туристов сложно чем-то удивить. Волгоград - не прибрежный морской город, у нас нет экстраординарных или экзотических мест. Для внутреннего туризма не хватает инфраструктуры. Например, есть шикарный природный парк под Камышином. Как туда добраться? Надо ехать на маршрутке, потом на автобусе. Всё, хватит, уже не хочется! А остановиться там где? Тоже вопрос.

- Что, по-вашему, надо сделать с нашими природными парками, чтобы туда поехали люди?

- Давайте приведу пример. У нас есть остров Сарпинский - совсем рядом с городом, только Волгу переплыть. Там прекрасные места, где-то сквозь лес мелькает город, при этом ты находишься на острове, и это уже экзотика. Здесь можно сделать шикарную оборудованную лесопарковую зону, приезжать отдыхать, гулять. Без пафоса - дорожки, лавочки, урны. В других странах есть такие практики. Когда я был на пленэре в Швеции несколько лет назад, мы ездили на один из морских островков. Часть острова обжитая, там есть деревеньки, как на Сарпинском. А другая часть - парк для туристов. Там, как в «Волшебнике Изумрудного города», - тропинка, на тропинке - калитка, её открываешь и идёшь гулять. Ничего вычурного, просто есть дорожки, мусорные баки, скамейки, разрешение и запрет на какие-то действия. В деревне - пара магазинов. Регулярно ходят кораблики. Ну и «скорая помощь», если надо, приедет. Вот и всё. 

- Почему же у нас мусорят? Люди другие? Или волгоградцам чего-то не хватает?

- Разные причины. У нас  мало таких мест, на которые люди могут смотреть и понимать - я не буду здесь мусорить или топтать, потому что здесь слишком красиво. С другой стороны, многие наши люди в других странах ведут себя культурно, а, возвращаясь в Волгоград, продолжают бросать мусор из машины на улицу. И тут, возможно, сказывается воспитание. Если у человека с раннего возраста нет перед глазами чего-то хорошего, он привыкает к грязи.

- А своего ребёнка вы чему учите?

- Если говорить про улицу - он уже знает, что мусор надо выбрасывать в урны. Когда гуляем, в качестве игры мы иногда собираем самосвал мусора. Например, сыну очень нравится пляж на берегу Волги внизу музея-панорамы. Мы надеваем перчатки, вместе лезем в песок на пляже. Потом он вырастет, поймёт, что песок грязный, но сейчас я не могу запретить ему в нём играть. 

С рисунками на уличных стенах сложнее - тут мы уже смотрим, красивая получилась картинка или нет. Если красивая, то художника не ругаем. 

Не город галерей 

- Если всё-таки говорить про наш город, как вы считаете, волгоградцы готовы ходить в музеи, галереи? Как можно охарактеризовать уровень культуры в нашем городе?

- Конечно, готовы! Было бы куда ходить. Даже если есть куда, у нас это не очень хорошо афишируется. Например, один из крупнейших музеев города до сих пор оповещает меня о выставках по звонку с городского телефона! И эта вся информация, которую ты можешь получить о выставке. Или мне надо её искать где-то в интернете. На мой взгляд, упор должен быть на социальные сети, там вся аудитория! Например, свои работы я тоже выкладываю в социальных сетях, даже сайт не веду. Люди-то у нас хорошие, и они тяготеют к искусству, интересуются им. По крайней мере, если судить из моего круга общения. Но городом галерей Волгоград, конечно, не назовёшь. 

- Общество и высокое искусство - во все времена это было больным вопросом. Что сейчас хочет видеть потребитель? На что есть запрос в обществе?

- В основном, люди хотят абсолютно отвлечённые вещи - никакой истории и патриотической подоплёки. Часто выбирают абстрактные вещи, чтобы просто отвлечься, пейзажные и архитектурные работы без идеологии. Даже с возрастом всё очень размыто - одни и те же работы могут нравиться и 25-летним, и тем, кому за 60. Всё зависит от уровня образования и круга общения.

- На что сейчас может рассчитывать начинающий художник в Волгограде? Какой совет ему можно дать?

- В России нет колоссального запроса на искусство, галереи и бизнес, с ними связанный. Нужно себя продвигать, представлять и делать это убедительно, чтобы у тебя самого не было сомнений в том, что ты показываешь. И чтобы люди не сомневались в том, что они в тебе видят. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах