Примерное время чтения: 13 минут
1891

«Депрессия» как лекарство. Художник Андрей Выстропов об искусстве и анархии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Нижнее Поволжье №20 17/05/2017
Олеся Ходунова / АиФ

После пятилетнего перерыва заслуженный художник России, знаменитый волгоградский живописец Андрей Выстропов представил новую выставку. 

Здесь и хорошо знакомые шедевры, и более 30 новых работ. В них и сказочные мотивы, и новая философия. Каждая несёт свой зашифрованный смысл, над каждой надо думать или просто наслаждаться красотой.

Пока гости изучали полотна, мы поговорили с художником о балансе добра и зла, о том, как муза может вылечить депрессию, сравнили современных художников с футболистами и узнали, в чём величие измученного  Волгограда.

О бобах, рублях и бессребрениках

Наталия Гладкая, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: Выставка приурочена к вашему 55-летию. Вы застали советское время, лихие 90-е, жили за границей, вернулись в нулевых… Когда и где художнику было легче?

Андрей Выстропов: В советское время чем было хорошо? Тогда существовала система художественных заказов. То есть государство гарантировало тебе заказы на 400 рублей в месяц.

- А 400 рублей по тем деньгам это много?

- Очень много! Средняя зарплата была рублей 150. Художники были людьми состоятельными, по крайне мере относительно рядовых инженеров. Но были и минусы: ты не мог продать нигде свои работы, кроме как через закупки, организованные государством. Если ты был не в струе коммунистической партии, то ты оставался на бобах, а ещё тебе давали иногда глупейшие задания, например, изобразить борьбу за мир. Ну как можно изобразить борьбу за мир? Бред!

- Уже шестой год в Школе живописи Андрея Выстропова для детей да и для взрослых из социально незащищённых категорий ведутся бесплатные занятия. Меняются люди при соприкосновении с искусством?

- Сейчас у нас занимаются примерно 170 учеников, половина - «социальные» подопечные. Это дети из многодетных семей, инвалиды и дети-инвалиды, есть колясочники, люди без рук и ног.

- А как они без рук рисуют?!

Досье
Андрей Выстропов. Родился в 1961 году в Волгограде. Окончил Академию художеств в Ленинграде. За границей организовал более 150 персональных выставок. Член Союза художников РФ, заслуженный художник России, художественный руководитель Школы живописи, педагог.

- Кто культями кистей, кто локтями, у кого два пальца сохранны… Так и рисуют.

- Это просто невероятно!

- А глаза как горят, им ещё и ещё хочется рисовать! Но есть большая проблема. Сами в школу добраться они не могут, а в домах-интернатах такая статья расходов, как поездка на занятия, не предусмотрена, транспорт не предусмотрен. Иногда нашей школе приходилось помогать даже средствами на проезд. 

А дети счастливы, когда к нам приходят. Некоторые впервые Волгу увидели, когда на занятия пришли (школа находится на Аллее Героев. - Авт.). Они очень талантливы. Все дети рождаются талантливыми. И до сих пор никто не знает, где источник таланта в человеке. Но даже трижды гениальный музыкант не научится играть, если не обучить его нотам. И мы даем  возможность раскрыть способности.

Даже через два часа занятий им кажется, что они побывали в другом мире, причём мире, который сконструировали сами: проведёшь этой краской - будет лес, этой - речка, а всё вместе - твой собственный мир. Это для нас закономерность, а для детей - открытие.

Краски лечат

- Что происходит в голове человека, когда он рисует красками?

- Есть даже такое понятие - арт-терапия. Работа с красками - это мощный антидепрессант. По себе знаю.

- Поэтому родилась картина «Депрессия», где у живописца закрыты черной повязкой глаза?

- Я писал её лет 25 назад, когда жил в Германии и у меня был длительный период самой настоящей чёрной депрессии. Таблетки глотал горстями. И подумал однажды: «Раз уж оказался в таком состоянии, надо его изобразить». Художник ведь всегда должен рисовать то, что он чувствует: радость или печаль, счастье или боль.

Когда я написал картину, мой брат Василий, он же мой менеджер, спросил: «Ну кто купит такую депрессивную картину?» Однако, когда я только впервые её выставил, пришел немец, полдня на неё смотрел, потом сказал: «Это вы меня изобразили» и купил. Потом женщина, которая работала в швейцарской компании по производству антидепрессантов, тоже ею заинтересовалась. В итоге я сделал восемь вариантов картины, и все их купили, потому что люди, которые страдают, видят в ней себя.

- А вам легче-то стало?

- Я изобразил депрессию и в холсте её оставил. Меня отпустило, я перестал пить таблетки.

Депрессия - это когда жить тяжелее, чем не жить. А лучшее лекарство от неё - это дети. Когда они появляются,  ты уже ни о чем, кроме них, думать не можешь.

- Что рисовать сложнее и интереснее всего?

- Я владею мастерством и технически могу изобразить всё. Но. Глупость и пошлость - это те вещи, которые я не приму никогда.

Интереснее всего для меня - это написание сюжетных картин. Это такое симфоническое произведение, которое включает в себя и натюрморт, и пейзаж, и портрет, там есть драматургия…

Вообще я для себя когда-то определил очень важную формулу. Наверное, если бы я не стал художником, то стал бы кинорежиссёром, потому что однажды решил, что создаю картиной кино, в котором есть всего один кадр. То есть я выступаю и сценаристом, подбираю актёров и костюмы, декорации, ставлю свет и цвет. Как режиссёр я формирую мизансцену так, чтобы зритель прочитал в картине, что было до этого момента, что сейчас происходит и что произойдёт. Всё как в кино! Я режиссер, которому дали задание снять фильм, но при этом  уместить его в один-единственный кадр!

- А что важнее в картине - эстетика, как у прерафаэлитов, или мысль?

- Для меня важно сохранить гармонию, когда есть эстетика, но она не переходит в самоцель. Иначе это тупик. На чистой красоте, как это было и у прерафаэлитов, далеко не уедешь, потому что теряется смысл: ради чего картина?

Но мысль - тоже умозрительное явление. Скорее я решаю драматургическую задачу - ищу сюжет, образ. И когда ты видишь эту драматургию, ты ищешь выразительные средства и формы для выражения идеи Хотя мой учитель Е. Е. Моисеенко говорил, что художнику нужно уметь в 5 - 10 предложениях объяснить, что происходит у тебя на полотне. Важно уметь перевести идею на язык слов. И важно название картины - это ключ к её прочтению. Например, сидят две одинаково прекрасные женщины, противопоставленных друг другу. Это может быть кто угодно, но название «Добро и зло» всё ставит на свои места.

- Про добро и зло. Многие говорят, что сейчас в мире стало больше зла. Может ли искусство научить добру?

- Во все времена добра в мире было ровно столько же, сколько и зла - 50 на 50. И это сделано Господом Богом для того, чтобы мир наш не слетел в тартарары, потому что если даже на полпроцента добра или зла станет больше, то всё… швах.

- А почему же добро плохо?

- Да не в том дело: хорошо или плохо… Для чего Бог создал человека с грехами и пороками? Он мог сделать идеальных, совершенных людей, которые никогда бы и не посмотрели на райское яблоко, и человечество было бы прекрасным сонмом святых… Но почему-то он этого не сделал! Да ещё и яблоко им подсунул!

- Никогда не задумывалась.

- Для того, чтобы человек, имея свободу выбора, выбирал добро, а не зло. Он мог создать априори послушных, но он дал нам выбор. И именно люди, которые выбирают добро вопреки всему, угодны Ему.

У меня есть картина «В ожидании Каина»: Адам и беременная Ева, счастливые мама и папа, ожидающие чудо рождения, а родится у них кто? Каин, который из зависти убьёт брата. Вот он, сценарий человечества - нам с самого начала дали выбор. Ведь Господь не мог не знать, что Каин сделает! Важно равновесие, и если оно сместится в сторону добра хоть на процент, то все мы будем нюхать цветочки и станем послушными роботами, и в этом тоже не будет ничего хорошего. А если в сторону зла - то все мы будем «гитлерами».

Презервативы или искусство?

- Раньше было всё ясно: барокко, модернизм, импрессионизм, реализм, соцреализм… А сейчас такое смешение стилей. В какой художественной эпохе мы живём?

- Считается, что постмодернизм, но никто не знает толком, что это за зверь. Я для себя определил, что происходит.

- И что же?

- Что есть футбол? Поле, 22 мужика, двое ворот, один мяч, есть судья и жесткие правила. И в каждую эпоху - будь-то барокко или соцреализм - были эти правила, единые для художников, зрителей и судей-искусствоведов. А сейчас, если продолжить аналогию с футболистами, у каждого есть свои ворота, свой мяч, свой судья и свои правила, каждый играет, как хочет. Один свой детородный орган к Красной площади прибьёт, другой надувает 3000 презервативов и утверждает, что это искусство. Правил же нет! И каждому такому игроку нужен свой искусствовед, который расскажет, как это круто, и теоретический трактат, без которого ерунду не обосновать.

А что будет дальше, не представляю. Мне всё это неинтересно. Для меня искусство - это когда искусно сделано и ты понимаешь, что так не сможешь. Когда под куполом циркачи или фигуристы на льду, когда видишь высший пилотаж.

- Отсутствие правил - это анархия. Такое происходит только в живописи или вообще в искусстве?

- Только в живописи. В музыкальном искусстве, балете, опере, прозе - по-прежнему осталось классическое образование. Сначала обучись классике, а уж потом твори что и как хочешь. И только в изобразительном искусстве всё стало по-другому - классике не учат. Разве что в Российской академии художеств ещё пока преподают, а на Западе этого нет в принципе. Там человек приходит в академию, а ему говорят: ты, главное, выражайся. А как ему выражаться, если он рисунком, техникой не владеет? Представьте, пришёл человек в консерваторию учиться, а его там гаммам учить не будут. Получится нормальный музыкант?

Чудо великой битвы

- Считается, что Волгоград - город депрессивный. И причина этому - бескультурье. Это так?

- Корень нашего бескультурья или депрессивности в том, что город был стёрт с лица земли, здесь не осталось старинных традиций, потому что фактически к жизни его возвращали переселенцы. Очень мало людей, кто мог бы сказать, что я местный в третьем поколении. И нет этих корней, которые бы связывали  семьи с городом, поэтому и уезжает так много людей отсюда.

Для того, чтобы сформировалась почва, на которой вырастут новые культурные традиции, должно пройти время. Ведь нельзя сказать: «Хорошо, ребята, а теперь начинаем новую культурную традицию» Так это не работает! Если костёр жжешь, то потом пять лет на этом месте ничего не растёт, а у нас тут не костёр, а страшное событие, как взрыв метеорита, всё сгорело! И лишь когда обновится почва, на ней вырастут новые культурные семена. Время нужно.

- А вы в каком поколении волгоградец?

- Мои предки здесь уже 250 лет, они из-под Царицына. Отец пошёл на фронт  сразу, как война началась. Мама в эвакуации была. А вообще и бомбёжки видели, и чуть раньше раскулачивание. Но это отдельная тема.

- 250 лет ко многому обязывают, быть патриотом что ли…

- Наш город можно обсуждать только с точки зрения величия Сталинградской битвы. Мы можем гордиться лишь теми людьми, которые совершили этот подвиг, потому что они повернули судьбу человечества, которая катилась во зло. Тут Боженька нам помог конечно. Когда я писал картину «С нами Бог», а это было несколько лет, я много разговаривал с фронтовиками, экспертами военного дела. И все они не способны объяснить: как эти 100 метров до Волги не смогла пройти армия с тысячами танков, самолётов, миллионами людей. Так не бывает! 

- Есть ещё версия, что наш город уныл и, увы, нелюбим многими, потому что мало ярких красок. Если представить, что Волгоград - это картина, какого она цвета?

- Она серая. А вот когда появляется сирень, и она закрывает серость степного города, Волгоград сразу становится живым и уютным. Ещё голубая ленточка Волги. Серый, жухлый, сиреневый и голубой - вот и все цвета. Не надо тут искать красоты Петербурга, наш город никогда таким не был, но это не повод его не любить. Мы тут родились, другой родины у нас нет, а, значит, нельзя её предавать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах