Известный волгоградский художник Владислав Коваль избран почётным академиком Российской академии художеств.
Награждение живописца состоялось на президиуме Российской академии художеств в Москве. А после новоиспечённый академик побеседовал с корреспондентом «АиФ-НП».
Трансформер на кончике кисти
- У вас много наград и званий. Новая стала особенной в этом списке?
- Радостно было получить её из рук известного маэстро от изобразительного и монументального искусства с мировым именем Зураба Церетели. Российская академия художеств задаёт тон в национальном художественном, эстетическом образовании на десятилетия вперёд. Значит, мои труды нужны, замечены, по достоинству оценены мастерами академии. Я стал первым художником Волгоградской области, получившим столь почётный статус. Что касается общей оценки - какая награда важнее, какая нет… Знаете, своё человеческое «эго» я давным-давно удовлетворил. Сейчас мне важно, чтобы мои работы, идеи, проекты приносили максимальную пользу Отечеству, малой родине.
- Говорят, вами разработаны два новых направления в изобразительном искусстве.
- Я назвал их «Т-Арт» и «Ювелиризм». В первом случае речь идёт о так называемых картинах-трансформерах - изобразительных полотнах, как бы вложенных одно в другое, дополняющих друг друга, каждая картина - логический, смысловой «пазл» общего глобального полотна-трансформера, при этом одновременно и самостоятельное художественное произведение. Это такие мои трансформеры, как «Век» из 12 картин, «Год», «СССР», «Реквием по чёрному квадрату», и многие другие.
«Ювелиризм» - это мини-картины, которые можно разместить на миниатюрных книжках и альбомах, на ювелирных изделиях. На таких мини-полотнах можно изображать романтические пейзажи, исторические сюжеты…
Шестерёнка не заржавела?
- На днях в Волгограде гостила делегация из Дижона (Франция), который благодаря средневековой архитектуре внесён в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Волгограде же создаётся впечатление, будто история города началась со Сталинградской битвы. Нам что, больше нечем гордиться?
- Царицын в умах горожан стал восприниматься «захолустным уездным городом в самом дальнем углу бывшей Саратовской губернии». Но ведь всё не так! Царицын развивался невиданными экономическими темпами, здесь был нобелевский городок, здесь основаны крупнейшие в мире (!) речные пароходства, строилась вторая в стране железная дорога между пристанями - станциями на Волге и Дону.
Город посвящён в своём названии имени Царицы Небесной, его берегли небесные покровители. Но как только Царицын сменил название на Сталинград, позже Волгоград - трагедии посыпались как из рога изобилия. Мы словно потеряли свой высший код, стали «городом Зеро» - с трагическим прошлым, но без выраженного настоящего.
- То есть вы горячий сторонник переименования города?
- Не нужно действовать методами большевиков - бесконечно что-то переименовывать, перекраивать на картах. Есть прекрасный пример сосуществования различных традиций. Например, Санкт-Петербург вернул историческое название города, но одновременно осталась Ленинградская область.
Никто не запрещает применять к нашему городу двойное название - скажем, Царицын-город-герой Сталинград. И не нужно никаких указов свыше, всё должно идти эволюционно. Захотят предприниматели называть свои заведения «царицынскими», заказывать официальные печати, штампы с подобным названием - им не нужно в этом мешать. Как правило, если прежнее название начинает проступать на живой ткани местности, оно неизбежно возвращается.
Дорога к храму
- Но ведь движение к осмыслению прошлого уже явно наметилось?
- Мы пытаемся возрождать традиции, но на гербе города-героя до сих пор красуются несуразные элементы - георгиевская ленточка непонятного цвета, рассечённые линии - словно наш город состоит из двух разных географических составляющих, и поле с шестерёнкой и колосьями. У нас что - главное богатство города шестерёнка? Или мы выращиваем на городских пустырях и в пойме Царицы пшеницу?!
Кстати о пойме. Десятки лет эта территория остаётся городским пустырём. А ведь это великолепное место для развития города. Там можно устроить парк для детворы, музей сказки, музей волжских пароходов, музейный комплекс «Т-Арта» и собрания мини-картин, музей Волги - с собранием живых рыб и исторических судов, пароходов, воссоздание Царицынской речной пристани. Идей много - только воплощайте! И не нойте, что наш город «серый, застойный, неперспективный». «Городом Зеро» мы сделали его сами - своей инертностью, своей бездуховностью.
Помните фразу из гениального советского фильма «Покаяние» - «Зачем нам дорога, если она не ведёт к храму?». У нас пока даже все дороги, магистрали ведут официально к так называемому нулевому километру. А должны вести к возрождаемому храму.
- Теперь вы академик, не посещает мысль бросить всё - податься в столицы?
- Это мой город, как, скажем, Москва - город моих хороших друзей - Церетели, Никаса Сафронова, многих других. Пусть им будет уютно жить и творить там, а мне здесь, в скромной мастерской на улице Краснознаменской. Из неё на десятки вёрст видна красавица-Волга. Такую «точку сборки» для своего творчества не променяю ни на одну другую.
В декабре в столице открывается моя выставка по графике в филателии, сам я сейчас работаю напряженно сразу над несколькими картинами, включая давно задуманное масштабное полотно-трансформер «Гунны». Какая Москва? Какие отъезды? Мне здесь счастливо.