Открывается отреставрированная мастерская, где на протяжении сорока лет работал народный художник РСФСР Пётр Лукич Малков, который оставил большое наследие - стена-барельеф на Доме Павлова, памятники Североморцам, Александру Пушкину, Дмитрию Карбышеву. Искусствовед и дочь мастера Ольга Малкова рассказала о новом проекте и культурной жизни региона.
Как воплотить невозможное?
- Что необычного в новой арт-площадке?
- Создаётся не музей в привычном понимании, где есть экспонаты, которые как бы со стороны видят посетители, а клубное, атмосферное место для творческих вечеров, мастер-классов, лекториев, диспутов. Причём будут использоваться не только помещения мастерской. В примыкающем к ней внутреннем дворике в тёплое время года можно будет проводить поэтические и музыкальные вечеринки, мини-концерты. Готовила проект группа единомышленников. Среди них главный вдохновитель и организатор, автор многих успешных проектов Фёдор Ермолов, фотограф Александр Баранов, художники и дизайнеры Антон Грунцов, Стас Азаров, Дмитрий Зимин, наши друзья и волонтёры. Ребята сделали всё возможное, чтобы отцовская мастерская, где при его жизни собирались художники, поэты, музыканты, любители творчества, обрела новую жизнь.
- Такие площадки ещё где-то есть?
- Подобный центр есть в Северной столице в мастерской ушедшего из жизни в конце 90-х народного скульптора СССР Михаила Аникушина, на концепцию которого мы во многом опирались. Пример примером, но перед нами стояла непростая задача - превратить мастерскую в многофункциональный арт-центр, демократичное, а не элитарное общественное пространство, площадку для отдыха и творчества очень разных людей, куда можно запросто зайти, встретиться с друзьями и единомышленниками.
- Звучит красиво, но немного утопично, как и грандиозный проект Ильи Машкова по созданию культурной столицы в родной Михайловской станице. Вы, как и Машков, не слишком идеалистично видите будущий центр?
- Идеализм - лучший способ воплотить невозможное, и вообще осознанно жить и развиваться. С утверждениями «У Машкова затея не получилась» я бы тоже не согласилась. Благодаря открытому им Дому социалистической культуры ему удалось повлиять на социальную ситуацию в его родных краях.
Машков считал, что искусство не элитарно, оно должно сопровождать человека всю его сознательную жизнь - от яслей, детского сада, школы, в труде, отдыхе. И я с ним полностью согласна.
Поэтому не люди должны вспоминать о существовании музеев, наоборот, музеи, культурные площадки должны идти за нами по пятам. У искусства сегодня появляется уникальная роль, которой не было раньше. Современный человек «задавлен» повседневной текучкой, пребывает в постоянном кризисе самоидентификации: кто я, зачем я, к чему я стремлюсь? И опорой для «потерявшейся во времени и пространстве» личности может стать творчество - фотография, декоративно-прикладное искусство, лепка, рисование и т.п.
Кроме того, современный человек уже не может уложиться в формулу «дом - работа - дом». Миллионы людей стремятся к большему, им скучно. Так почему бы таким «третьим местом» не стать творческому клубу, интерактивной мастерской?
Что в будущем?
- И всё-таки принято считать, что у нас мало культурных событий, что уровень культуры населения в целом падает…
- По поводу «мало и падает» - всё относительно. Мир вокруг стремительно меняется. Те проявления культурной жизни, что ещё совсем недавно привлекали тысячи людей, сегодня часто не востребованы. Культурная жизнь в любом крупном городе, и Волгоград не исключение, стала динамичнее. Постоянно появляются, исчезают, переформатируются какие-то её проявления.
Государство во многих случаях отказывается от роли заказчика, учредителя культурного процесса, и в результате этот процесс становится разнонаправленным. С одной стороны, да - беда, что закрываются библиотеки, уходят на второй план, распадаются ранее поддерживаемые государством творческие общности. Но их нишу заполнят новые, часто не сразу понятные, но не менее интересные.
Творец, художник - это не специальность, а осознанный путь, огромный труд, часто каторжный. Это не только увлекательный путь любви, но и путь аскезы, самоограничений. Это жизнь без среднестатистических правил и «офисных распорядков». Настоящий мастер не бросит творить при любом общественном строе, при любой экономической, политической «погоде». Заберите у него средства к существованию, сытую жизнь и гарантированный кров, не покупайте его картины - он всё равно будет творить. Сопротивление среды подлинного художника никогда не раздавит.
«Мона Лиза» и портрет Ван Гога. Копии шедевров живописи, сделанные детьми | Фотогалерея
«Мона Лиза» и портрет Ван Гога. Копии шедевров живописи, сделанные детьми | Фотогалерея
Меняется вокруг нас не только культурная среда. Волгоград уже не город промышленных гигантов. Часто нам не удаётся изнутри процесса понять его суть. Во всём мире центры индустрии неузнаваемо видоизменяются, наш город не исключение.
- Есть известная фраза: «Кто не вкладывает в школы, будет вынужден вкладывать в тюрьмы». А если не вкладывать в культуру?
- О! Вот здесь всё серьёзно. Нация без крепких национальных культурных традиций, которые должны постоянно развиваться, теряет себя как нация в принципе. Культура - это не «песни-пляски», это вопрос национальной самоидентификации, вопрос выживания. Об этом свидетельствуют множество примеров в мировой истории. Когда центр цивилизации перестаёт производить культурные смыслы, а культура там начинает восприниматься как «второстепенный аспект» жизни, он становится глушью. Это происходит неизбежно - хотим мы того или нет.