132

Опасное искусство. Что такое лэмпворк и кто такой мастер-лэмпер?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Нижнее Поволжье №8 24/02/2021
В работе Светлана использует настоящие хирургические инструменты.
В работе Светлана использует настоящие хирургические инструменты. / Ирина Берновская / АиФ

В капле росы, говорят философы, отражается целый мир. А в кусочке стекла, оказывается, может отразиться целая галактика. Но благодаря мастерству молодой волжанки Светланы Лихоносовой звёзды и туманности могут оказаться совсем близко, прямо на ладони.

Она – мастер-лэмпер, которых во всей стране не более 100. Вот что рассказала Светлана «АиФ»-НП» о своей профессии.

Секреты итальянских мастеров

Наверное, из Светланы Лихоносовой мог бы получиться замечательный учитель химии: так вдохновенно и поэтично она рассказывает о том, как расплавленное стекло превращается из аморфной массы в ювелирное изделие  или миниатюрное изображение целой галактики. Термины «коэффициент линейного расширения», «реакция и редукция», «оксид серебра» в устах Светланы звучат как строки верлибра. А стеклянные галактики, созданные ею по мотивам реально существующих звёздных систем, пронизанные солнцем, оживают. В них видны разноцветные всполохи: синие, красные, жёлтые, как будто вспышки сверхновых звёзд происходят прямо в твоих руках.

С детства она считала стекло волшебным материалом. Окончила художественную школу, потом факультет дизайна архитектурной среды ВИСТеха, сделала дипломный проект по пластике стекла. Затем трудилась в разных сферах, связанных с городской архитектурой, сейчас – сотрудник управления архитектуры администрации Волжского. Светлана признаётся, что работа с ювелирным стеклом является для неё не просто хобби, но страстью уже почти 15 лет. Всё началось с турпоездки в Италию.

– В Венеции я увидела, как мастера-лэмперы, сидя за огнём, создают свои произведения, – вспоминает художница. – Казалось бы, в Италии столько всяких красот и шедевров, но эта улица с мастерами-стекольщиками покорила меня!

В родной город волжанка вернулась полная решимости постичь это искусство. И столкнулась с отсутствием оборудования и специальной литературы. Впрочем, о скрытности мастеров-стекольщиков ходят легенды. Например, в  Средневековье создателям знаменитого муранского стекла нельзя было выдавать свои профессиональные тайны под угрозой казни.

Опасное искусство

Эпоха интернета, конечно, многое изменила. Но всё равно, признаётся Светлана, путь лэмпера – это путь проб и ошибок, где собственный опыт – главное. Само слово «лэмпворк» произошло от английского «lamp» – лампа, горелка и «work» – работа. То есть это художественная обработка стекла в пламени горелки. Русское название пока не придумано, для нашей страны это искусство новое.

В работе используется специальное стекло. Мастер вносит стеклянную палочку в особое пламя, и прозрачное стекло расцветает разноцветными всполохами. Так между пластами стекла проявляются молекулы серебра, до этого находившиеся в форме оксида. Реакцию нужно успеть поймать, сменить редукционное пламя на обычное и запечатать разноцветные всполохи другими прозрачными слоями. Оттачивая этот навык много раз, можно научиться превращать тягучее, как мёд, ювелирное стекло, скажем, в пару сережек, кольцо или… галактику подходящего размера…

Исходный материал – разноцветные стеклянные палочки «роды» – мастерица заказывает по интернету из Америки, Италии, Японии, Китая. В процессе творчества использует хирургические инструменты. С их помощью можно, например, вытянуть расплавленное стекло, сделать завиток или отпечаток на стекле. И, конечно, без техники безопасности никуда. Костюм сварщика однажды уберёг девушку от серьёзной травмы, когда раскалённое изделие упало на колено.

И всё же, как рождается стеклянная галактика?

– Сначала рисую эскиз, основываясь на фотографии той или иной галактики, – объясняет художница. – Прописываю каждый слой, готовлю материалы. Использую серебро 999-й пробы. Когда на него воздействует мягкое пламя, серебро собирается в шарики. Слои ювелирного стекла, авантюрина, серебра закручиваются по спирали. Это может длиться не один час. И вот украшение готово. Но его нельзя увидеть! Стекло очень горячее внутри и начинает быстро остывать снаружи, это создаёт напряжение между слоями. Поэтому изделие необходимо остужать очень медленно, в течение нескольких часов, в специальной печи, при определённом температурном режиме. И только потом я могу его увидеть – порадоваться или расстроиться.

Расстраиваться приходилось нередко. Светлана даже завела тетрадь под названием «Вот так делать не надо», куда записывает свои просчёты.

Но поводов для гордости всё равно больше. Например, работу Светланы приобрёл опытный лэмпер из Италии, она считает это высокой оценкой. 

Однако художница полагает, что украшения должны видеть не только те, кто их покупает, но и все, кому интересен этот вид искусства, поэтому устраивает выставки. Одна из них состоялась прошлой осенью. Есть выставочные планы и на 2021 год.

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах