Волгоградец Павел Пугачёв мастерски рисует редкие травы и цветы.
Тюльпанное детство
Доскональность, точность всех деталей в зарисовке растений – этот стиль назвали когда-то в Англии XIX века «ботанические иллюстрации». В современной России таким стилем живописи владеют весьма немногие. Один из редких мастеров такого жанра – волгоградский художник и преподаватель, доцент кафедры рисунка и живописи ВГСПУ Павел Пугачёв. «Помню, в детском саду воспитатели и родители не могли долго понять, куда я отлучаюсь во время дороги в детский сад, – говорит Пугачёв. – Потом специально проследили и увидели, как я чуть ли не на коленях обследую заросший травами склон. Один вид растений и насекомых приводил меня в трепет, вызывал ощущение фантастичности этого мира».
Некоторое время любимым цветком будущего живописца был… обычный чертополох – уж больно диковинными формами соцветий и листьев обладает эта исполинская «колючка». Настоящий восторг вызывала весенняя степь с дикими тюльпанами.
В зрелом возрасте Пугачёв встретил в родных степях настоящее растение-легенду. «Как-то раз я совершал со знакомыми путешествие по Арчединским пескам и по речке Иловле, – рассказывает художник. – И вот чудо: среди всех прочих трав и небольшой берёзовой рощицы в этой низине я встретил дикие поросли орхидей. Красивейшие растения в основном характерны для тропических широт, Южной Европы, а тут наша иловлинская степь – и такая красота!».
Когда около десяти лет назад впервые издавалась Красная книга Волгоградской области, львиную долю иллюстраций редких и исчезающих трав выполнил для неё именно Пугачёв.
«Некоторые растения приходилось зарисовывать по весьма неудачным фотографиям или высушенному гербарию, который сильно меняет облик растения, всех его листьев и соцветий, – признаётся художник. – Недавние оригиналы есть далеко не на все наши ботанические редкости. Например, некоторые один-два раза описанные в нераспаханных ещё степях травы затем не видели в наших краях десятилетиями. Некоторые гербарии не обновлялись по сто лет, а оригиналы засушенных цветов хранятся в ботанических центрах чуть ли не в единичных экземплярах. Поэтому я часто говорю своим друзьям и ученикам школы живописи: «Отдыхая на природе, не рвите незнакомые цветы. А вдруг это последние в своём роде, и вы тогда беспощадный убийца уходящей красоты».
Привет от Демидова
Во время многочисленных поездок на пленэр по всей России Пугачёв рисовал не только и не столько растения. «На Урале вблизи речки Чусовой я начал набрасывать мостик через залив речушки, совершенно заброшенный и хлипкий на вид, – вспоминает живописец. – Видя, как я работаю, возле меня задумчиво остановилась местная старушка. «А ведь знаешь, внучек, этот мостик ещё сам Демидов сколько веков назад строил, – рассказала она. – Тогда здесь изумруды добывали да в столицу возили». Ещё один уголок старого леса на Урале стал впоследствии основой картины Пугачёва в стиле «фэнтези» «Бабы-яги обитель». Впрочем, убеждён Пугачёв, большая часть наших пейзажей, ландшафтов такова, что к ним ничего не нужно домысливать и «внедрять». Фантастична сама природа.