Примерное время чтения: 7 минут
145

Итоги Международного фестиваля одного актера

С 15 по 18 октября 2009 г. в Волгограде с успехом прошёл третий международный фестиваль моноспектаклей «Один и все».

В том, что Волгоград  становится заметной фестивальной ареной для монотеатров (театров одного актёра) Восточной Европы, стран СНГ и Балтии в первую очередь заслуга Волгоградского театра одного актёра, заслуженной артистки России Зинаиды Гуровой.

- Подобный фестиваль в Волгограде проходит в третий раз, - рассказала нам Зинаида Гурова. - Помимо российских мастеров в этом году к нам приехали актеры из Польши, Литвы, Украины, Калмыкии.

Театральный праздник безусловно удался. Год от года фестиваль становится интереснее. Нашему зрителю показали, что моноспектакль может быть сделан в разных жанрах и стилях, и даже классический материал способен подаваться в весьма интереснейшей интерпретации.

В первый фестивальный день волгоградская публика заслужено рукоплескала актеру, сценаристу и искусствоведу из С.-Петербурга Игорю Ларину. В его моноспектакле «Мой первый друг» пушкинская поэзия переплетается с реальными воспоминаниями верного друга поэта,  со времен учебы в Царскосельском лицее,  Ивана Пущина.

 Не прошёл незамеченным детский кукольный спектакль «Соловей» в исполнении волгоградского актера Владимира Ташлыкова, который  исполнял все роли: императора, его помощника, девочки и соловья. Понравился спектакль и маленьким зрителям, которые бурно переживали за героев сказки.

Сценическую версию знаменитой повести Льва Толстого «Холстомер» представил на суд зрителей актер самарского театра «Актерский дом» Олег Белов. Артист не скупился на выразительные средства, когда передает страдания несчастного животного, которое не понимает, почему люди так жестоко обошлись с ним.

 На фестивале была представлена даже своя моноопера – по мотивам Франсиса Пуленка «Человеческий голос» в исполнении волгоградской певицы Анны Девяткиной. Единственная героиня с телефонной трубкой в руках ведет нескончаемый - то ли реальный, то ли воображаемый - диалог с возлюбленным, с которым они накануне расстались навсегда. Это своего рода уникальный женский дневник, фиксирующий поток эмоциональных состояний широкого диапазона - от нежности до истерики.

 Спектакль под открытым небом «Гамлет 24 часа» польского актера Петра Кондрата состоялся прямо на уличной веранде Дворца профсоюзов. Он не оставил равнодушным даже представителей доблестной милиции, которая перед показом беспокоились о том, чтобы «актёрские штучки» с огнем случайно не спалили известное всем волгоградцам здание «полукружного» облсовпрофа. Но организаторы фестиваля подготовились основательно и даже на всякий случай принесли с собой два огнетушителя.

Оригинальность спектакля сказалась не только в творческой импровизации содержания пьесы, но и в самой форме подачи. Весь этот Performance как бы перенес зрителя в далекие времена Шекспира, когда театральные подмостки сооружались прямо на площадях.

Зрелище было необычное, непривычное для нашего зрителя, но весьма привлекательное. На протяжении всего спектакля звучали песни Владимира Высоцкого, и музыка Моцарта. Сопровождали показ живой огонь, специальные магические эффекты и необычный реквизит – черепа на ходулях. И хотя спектакль шел исключительно на польском языке, зрители не расходились, наоборот, с каждой минутой их становилось все больше.

Один из очевидцев посчитал, что если в начале спектакля за игрой «уличного актера» наблюдало около сотни любопытствующих, то к концу спектакля «мобильный уличный зрительный зал» насчитывал никак не меньше 350-400 человек.

Моноспектакль  Людмилы Мансуровой из Элисты «Я жду тебя любимый» оставил у зрителей очень теплое впечатление. Актриса очень точно передала, созданный ею образ . В Мансуровой так много экспрессии, что просто не хватало места на подмостках маленького зала кукольного театра.

 Когда-то эта пьеса была написана для великой актрисы Анны Маньяни (Anna Magnani) прославленным итальянским комедиографом Дарио Фо (Dario Fo).  Легкая лирическая комедия дает возможность в очередной раз попытаться понять женскую душу, разгадать ее масые сокровенные тайны и еще раз задуматься о вечных ценностях. Такой озорной и смешной «женский» взгляд на жизнь вызвал интерес даже у  мужской части аудитории.

Художественный руководитель Каунасского камерного театра режиссер Станисловас Рубиновас, и его сын – Александрас Рубиновас показали волгоградцам свою работу "Спектакль после спектакля".

Представление построено так, что в игру невольно вступают и сами зрители. Действие начинается сразу после того как закончился воображаемый спектакль. Давали Уильяма Шекспира. Актёр на глазах публики ещё раз возвращается к  сыгранной пьесе. Он не только снова разыгрывает отдельные эпизоды из пьес великого драматурга, но и размышляет. Что удалось? Что не получилось? Почему? Что и кто мешает актеру сыграть так, как он чувствует? Падающие номерки, мобильный телефон, тренькающий во время спектакля или муха, летающая по сцене и отвлекающая на себя внимание зрителей, а может та девушка, в первом ряду, в короткой юбке.

Спектакль по мотивам произведений Фёдора Абрамова «Запев Мадонны с Пинеги» одна из самых интересных работ режиссера Владимира Кулагина. Спектакль не оставил равнодушным и зрителей, несмотря на то что он статичен, его героиня Евдокия Дунаева, роль которой сыграла актриса Нижегородского театра драмы Наталья Кузнецова сидит лавочке, и рассказывает о своей судьбе с лукавством, задором и юмором, с терпением и смирением. На представлении было много молодых волгоградцев, и спектакль, судя по реакции зала, затронул и их сердца.

Стоит отметить, что много молодежи присутствовало практически на всех фестивальных показах. По словам художественного директора международных Врословских Встреч Театров одного Актера Веслава Гераса, это очень важно, так как приходит новое поколение, которое учится ценить высокое искусство.

Необычный спектакль «Ричард после Ричарда» представили на фестивале режиссер Ирина Волицкая и украинская актриса Лидия Данильчук. Этот своеобразный «Ричард из Львова» одновременно говорит на украинском, английском, немецком языках. Однако язык значения не имеет. Главное — что мы слышим. История нашего Ричарда начинается с момента завершения истории Ричарда Шекспировского.

Недолгое, почти час, сценическое действо насыщено образами, метафорами, ассоциациями. Театральное солнце сияет кинжалами, черное пространство олицетворяет безграничность и вечность. Ричард (Л. Данильчук) тянет за собой черное одеяло, с которого вытряхивает на пол кочаны капусты. Это срубленные головы родственников, друзей и соратников короля. Ричард ласкает их, разговаривает с ними, а потом берет  ножи и неистово «рубит на капусту». Этот хруст звучит на манер хруста костей.

Организатор и основатель фестиваля «Один и все» заслуженная артистка России Зинаида Гурова представила зрителям два своих моноспектакля. Одна из них премьера "Незабываемое" по произведениям Михаила Рощина, Владимира Кондратьева и Фёдора Абрамова.

Жизнь семи разных героинь спектакля сплетается в единый образ русской женщины. Спектакль, посвящен Женщинам, совершившим подвиг, победившим страх, голод, беду, расставания и боль потерь. Еще один спектакль сыгранный Зинаидой Гуровой на закрытии фестиваля – это «Старосветская любовь» по  Николаю Гоголю. Саму постановку, которая является призером Международных фестивалей спектаклей одного актера в Москве и во Вроцлаве, волгоградские зрители знают достаточно хорошо.

Завершился фестиваль чествованием и награждением всех участников. По мнению президента ассоциации фестивалей театров одного актера МИТ – ЮНЕСКО Валерия Хазанова, фестиваль удался, а зрители увидели огромный потенциал и возможности монотеатра. Славная эпоха театров одного актера продолжается новыми интересными именами и постановками.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах