Примерное время чтения: 5 минут
2246

Знаменитые волгоградские арбузы погубили китайцы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ-Нижнее Поволжье 14/07/2010

На недавней встрече с вице-премьером Виктором Зубковым губернатору Волгоградской области предложили сделать быковские арбузы брендом региона. Нанотехнологии и фармацевтический кластер – хорошо, а бахча лучше. А того не учли, что знаменитых арбузов давно уж нет. Осталось жалкое подобие.

Байстрюки с бахчи

Прежние отборные сорта арбузов остались в прошлом. Это говорят и учёные Быковской бахчевой селекционной опытной станции – единственного в стране учреждения, где создают новые сорта арбузов, дынь и тыкв и разрабатывают технологии их выращивания. Для примера директор станции Татьяна Колебошина берёт знакомый всем сорт «холодок». Вывели его в 1982 году, на местных полях он держался до конца девяностых – потом исчез. 

– «Холодок» остался только у нас, потому что мы ведём всю работу для сохранения хозяйственно ценных признаков сорта, – уверена Колебошина. – То есть вкуса, цвета, окраса и формы.

Производители давно не спешат покупать хорошие семена. Особенно в Быковском районе, где каждый считает себя селекционером. Опыт у фермеров большой, но о первичном семеноводстве они даже не слышали, – продолжает директор станции.

Ведь сначала нужно получить суперэлиту, которую никому не продают и не передают, – это исходный материал для засева производственного поля. С него берут элиту, потом переходят к первой репродукции. На производственных участках тоже идёт семеноводческая работа: для того чтобы остались арбузы и дыни с изначальными характеристиками данного сорта, сначала убирают все нетипичные растения, затем уничтожают «чужаков» вместе с нормальными плодами в радиусе 15 метров.

– А фермер считает так: я купил элиту и могу два-три года сеять её на семена, – продолжает Колебошина. – Не понимает, что на второй год, не говоря о третьем, сорт теряет изначальные признаки. Некоторые пытаются экономить таким способом пять лет. 

Селекционер с большим стажем, автор 15 сортов Светлана Малуева напомнила, что изоляция семенного сорта на поле должна быть не меньше километра:

– Арбуз, он перекрёстник, сразу переопылится. На третий год в роду появятся все соседи.

Однако большинство местных бахчеводов считают себя способными отличить типичный плод от «незаконнорождённого». На самом деле это под силу только учёным: «холодку» скоро тридцатник, а с ним не прекращают работать. Поскольку местные его почти не берут, селекционные семена расходятся по другим районам и областям – в Иловлю и Михайловку, Ростов и Саратов, Ставрополь и Краснодар, на Урал, в Белоруссию и Молдавию. Там не считают себя такими умниками и полагаются на учёных.

Жадность фермера сгубила

Второй причиной быстрого вырождения сортов селекционеры считают экономность фермеров, которая тоже не от хорошей жизни. С ними солидарен старший консультант отдела растениеводства, семеноводства и химизации комитета по сельскому хозяйству и продовольствию обладминистрации Владимир Орлов:

– Наша хуторская прижимистость мешает развиваться селекционной работе, поэтому экономят на семенах.

В кабинетах легко рассуждать, а в поле рука не поднимется оставить лучшее, когда  в Москву уходит «со свистом» весь урожай, и отборный, и не очень. Поэтому материал для следующего сева берут из  недозревших, плохо сформированных плодов. Такие арбузы на корм бы скоту или удобрение, а его бьют на семена.

– Так экономнее, – подтверждает предприниматель Вячеслав Раздрогин, чья бахча по соседству с опытной станцией. – На сто гектаров мне нужно триста килограммов семян. По 600 рублей килограмм – выходит 180 тысяч. Где взять, если фермеру никаких дотаций? А свои семена втрое дешевле.

И третья причина вырождения сорта – Китай. Дело в том, что некоторые фирмы из других регионов берут на Быковской опытной станции суперэлитные семена, а поскольку своих площадей у них мало, то растят первую репродукцию на полях российских, а чаще – плантациях китайских фермеров.

– Я недавно была в КНР и сама всё видела, – говорит директор станции Колебошина. – Климат там мягче, вегетационный период другой. Если семена оттуда завезти в Быковский район, сорт проявит себя иначе.

Говорят, «холодок» стал ранний. Скорее всего, родина этих сортовых семян – Китай, а раз он быстро зреет, то теряет свойства. Селекционеры показали «АиФ» – НП» свои нынешние арбузы: маленькие ещё и зелёные. А корейцы на дорогах уже начали крупными торговать. Тоже китайцы помогли?

– Нет, это поливные арбузы из-под плёнки, – поясняет Светлана Малуева. – Там вносят много удобрений, поэтому в плодах избыток нитратов.

Селекционер по тыкве Тамара Никулина тоже беспокоится за свою культуру. В районе собрались строить завод по переработке овощей, потребность в тыкве вырастет. Эти бахчи и сейчас засевают чем попало – а что будет дальше? Тем более, устойчивая к засухам тыква становится перспективнее, выращивать её будут всё больше. И не дай ей бог судьбу «холодка».     

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах