Пока чиновники областной администрации и глава Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Андрей Крайний рисовали оптимистичные картинки туристически-рыболовного будущего нашего края, сотрудники авторитетного рыбохозяйственного научного центра поведали «АиФ-Волгоград» о реальной ситуации с нашими важнейшими водоемами.
«У Волгоградской области есть колоссальные возможности, большой потенциал. Достаточно сказать, что в регионе протекают три крупные реки – Волга, Дон и Ахтуба, поэтому здесь необходимо создавать такую же инфраструктуру, как в Астрахани – признанной рыбной столице Юга России…Ежегодно в ваших региональных водоемах вылавливается до 6 тысяч тонн рыбы, но эта цифра явно не достаточная» (из выступления главы Росрыболовства А. Крайнего в Волгограде).
Гниль вместо нерестилищ
Итак, рассмотрим конкретно, каким «необъятным рыболовным потенциалом» обладают в действительности водоёмы Волгоградской области. Скажем, признанная главная житница области средний Дон, Цимлянское водохранилище…
Не будем говорить про «общие места» - общеизвестное засилье на этом водоеме браконьерской братии и мафии, не всегда подконтрольной даже грозному управлению по борьбе с биотерорризмом областного ГУВД. Поговорим лучше о реальном экологическом состоянии этого водоема, его реальной современной возможности «воспроизводить» ценную рыбу.
Научный сотрудник Волгоградского отделения ГОСНИОРХ Виктория Хорнжая проработала на этом водоеме не один десяток лет. Буквально с закрытыми глазами знает каждое каждый залив, каждую балочку, каждое урочище-нерестилище по берегам Цимлы.
«Повсеместно условия воспроизводства ценой рыбы в Цимлянском водохранилище и Дону ухудшаются, - вздыхает Виктория Васильевна. – Наш научный центр в свое время прогнозировал «старение» и деградацию этого самого рыбного в мире водохранилищ умеренных широт. Но чтобы такими темпами?
По словам биолога, в Нижней и Средней части огромного водохранилища (Чирской, Потемкинский, Приплотинный плесы) всегда славящегося своим отменными рыбцами, лещами, судаками, чехонью мест для нереста ценных видов рыб осталось – по пальцам пересчитать. Основная причина – заливы и нерестилища стремительно зарастают непригодной для нереста рыбы растительностью и заиливаются. В гнилостные зарастающие «лагуны» -болота рыба на нерест не идёт, скорее даже держатся от них подальше. В итоге на «Цимле» воспроизводство ценной рыбы всё больше под вопросом.
По оценкам ученых Волгоградского отделения ГосНИОРХ, экологическое равновесие на других важнейших водоемах области – Волгоградском водохранилище, Ахтубе, ериках Волго-Ахтубинской пойме также весьма шатко. Ту же северную часть Волго-Ахтубинской поймы постоянно лихорадит от нерациональных «режимов» паводка, определяемых за тысячу километров Волжской ГЭС и поймы. В верхней части Ахтубы в пределах Волгоградской области промысел рыбы прекращен ещё в минувшем веке - в 1990-м году. Ахтуба потеряла своё рыбохозяйственное значение, как значится, в материалах управлении «Нижневолжрыбвода» «из-за серьёзных изменений экологии и гидрологии водоема в результате гидростроительства на Волге целого каскада Волжско-Камских водохранилищ».
Рыбу волгоградских водоемов не жалуют даже кошки…
«Каждый год в конце лета сотрудники нашего отделения проводят так называемую мальковую съемку основных нерестилищ рыбы от станицы Голубинской и практически до плотины Цимлянской ГЭС, - рассказывает Виктория Хорнжая. – Смотрим, как отнерестилась рыба, какого малька по видовому составу больше. Все последние несколько лет ситуация «аховая». Даже молоди леща стало совсем мало. Молоди судака мизер. Берш вообще исчез из ихтиологических мальковых проб, как класс. Зато в балке Терновской и Новоцимлянском заливе, некогда богатейших нерестилищах, вместо молоди ценных рыб мы стали обнаруживать массу сорной рыбы, которую в местных деревнях даже кошки не едят – горчака да амурского чебачка. Никакого промыслового значения эти «аквариумные рыбки» играть никогда не будут. Зато их численность растет катастрофически. Как впрочем и азиатского серебряного карася, в рыбацком просторечии «душмана».
Не лучше ситуация, по словам Виктории Васильевны, и с массивом ценных рыбных «яслей-нерестилищ» выше Калача на Дону – в акваториях озера Нижнее, Среднее, Верхнее, Булгакова.
«Когда-то в 70-80-е года эта часть поймы Верхнего плеса подвергалась мелиорации. Государство вкладывало значительные средства в расчистку нерестилищ, рыбоходных каналов. Сегодня то же озеро Нижнее заросло жесткой растительностью на 80-90%, пойма вся в буреломе, луговых займищных нерестилищ все меньше. Добрая рыба там уже нереститься не будет.
- Любой искусственный водоем, а водохранилище является как раз таковым, имеет свой срок жизни, Цимлянскому он был определен где-то в 80-100 лет. 50 из них уже прошли, - считает и.о. директора Волгоградского отделения ГосНИОРХ Сергей Яковлев. - Так что процесс деградации Цимлянского моря его уже в полном разгаре.
Есть ли выход? Разрабатывались федеральные программы, одна из них так и называлась – «Рыба», есть концепция развития рыбного хозяйства до 2020 года, разработанная Госкомитетом по рыболовству, есть программа «Юг России», где тоже «забивались» несколько строчек по Цимлянскому водохранилищу, мелиорации нерестилищ, но финансирования, к сожалению, по этим программам либо мизерные, либо вообще отсутствуют.
«Строить новые рыболово-спортивные базы, развивать рыболовный туризм, конечно, же нужно, никто не спорит, - считают волгоградские ихтиологи, - только в отличие от Астраханской дельты наша природа ещё более уязвима. Без серьёзных инвестиций в восстановление природного рыбохозйственного равновесия не обойтись. И с этой истинной нам придется считаться».
Донесут ли специалисты этот «глас науки» до руководства Росрыболовства? Или всё потонет в оптимистичных, если не сказать, утопичных заверениях чиновников, что волгоградские водоемы первозданно богаты рыбой и надо лишь активнее заниматься воспроизводством рыбы?
Кстати, насчет «трех крупных» рек. По данным науки восточный проток Волги - Ахтуба «крупной рекой» не является. Как не является и самостоятельной рекой вообще. Жаль, что наши рыбохозяйственные чиновники не знают даже таких простых вещей.
Цитата: ««Да, в вашей Волгоградской области ежегодно увеличивается вылов рыбы», - глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний.
Что ж, видимо московскому чиновнику виднее.