Пока в районах региона набирают ход сезонные сельхозработы, мы поговорили о значимости малой авиации в обеспечении продовольственной безопасности страны с экспертом отрасли – руководителем ООО «Спектр» Дмитрием Васкевичем.
Особенности «перезагрузки»
– Дмитрий Владиславович, на недавнем круглом столе по проблемам сельхозавиации в Волгограде говорилось, что необходима «перезагрузка» отношения к сверхлёгкой авиации (СЛА) на всех уровнях. В чём она должна выражаться?
– Всем органам власти, общественным структурам необходимо прийти к пониманию, что даже в сегодняшних, крайне непростых условиях возможно эффективно реализовать преимущества СЛА в агропромышленном комплексе на федеральном и региональном уровне. В основе такого утверждения многолетний опыт Волгоградской области – без сомнения, лидера в применении СЛА в сельском хозяйстве.
Работа сельхозавиации в 2021 г. принесла региону прибавку урожая высокого качества на сумму более девяти миллиардов рублей. Услуги авиации доступны и малым и большим сельхозпредприятиям и сопоставимы по цене с работой наземной техники. В регионе насчитываются уже десятки предприятий, оказывающих услуги по защите урожая. Другие регионы могут лишь позавидовать такой возможности.
– В чём вы видите проблемы развития отрасли?
– Если сельхозпроизводители давно оценили достоинства малой сельхозавиации, то для ряда госструктур реальный вклад СЛА в отечественную экономику, к сожалению, не столь очевиден, он для них скорее некий миф. Казалось бы, это не так уж важно, но в результате полностью исчезли стратегическое планирование и ориентиры развития отрасли.
При отсутствии официальной статистики, отражающей деятельность сельхозавиации, её как будто и нет, а значит, она и не нужна. Даже в госпрограммах развития АПК разработчики не нашли места современной сельхозавиации.
А если сельхозсамолёт – значит давным-давно технически и морально устаревший советский АН-2 или современный дорогостоящий его аналог Т-500, полноценного производства которого, к слову, так и не налажено. Очевидно, что это большие проблемы, но эти проблемы не у малой авиации. СЛА уже не надо доказывать свою эффективность. Перенастройка экономики расставит всех на свои места.
В чём заблуждаются чиновники?
– Вы упомянули о мифах. В материалах круглого стола была оригинальная картинка о мифах с изображением Икара и Дедала, явно не имеющих отношения к Древней Греции. Можете рассказать про мифы и реальность сверхлёгкой авиации?
– Действительно ли авиационно-химические работы выполняются сейчас только самолётами АН-2? В этом почему-то до сих пор искренне убеждены некоторые весьма высокопоставленные чиновники федерального и регионального уровня. Мы с большим уважением относимся к легендарному «кукурузнику», но ещё лет 20 назад, в начале 2000-х стало очевидно, что за счёт подобной техники АПК не поднять. И, напротив, применение СЛА в сельском хозяйстве на основе опыта европейских стран позволило вернуть услуги авиации аграриям России. Результатом стало ожидаемое повышение и урожайности, и качества зерна.
– Каким парком воздушных судов сейчас обладают компании?
– Сельхозтоваропроизводителю сейчас предоставлена возможность выбрать авиатехнику на любой вкус. Есть «та самая» традиционная техника – АН-2, МИ-2, но основной спрос на микросамолёты – это разновидности самолёта «Спектр-30» (СП-30, СП-30сх, СП-38 и др.), «Бекас» (ХА-38). Работают также и дельталёты (МД-50) и другие. При этом предлагается широкий спектр услуг: подкормка, аэросев, защита от вредителей, болезней, сорняков, десикация.
– Бытует также мнение, порой даже на уровне чиновников, что сверхлёгкие воздушные суда (СВС) – это техника любителей-дилетантов и что её применение не отвечает нормам безопасности. Так ли это?
– К сожалению, в силу этих необоснованных страхов законодатели формируют абсурдные нормативные требования обеспечения безопасности к сверхлёгкому воздушному судну. Как будто это «Боинг-737» или Airbus. Высокое качество изготовления СВС, простота и, как следствие, надёжность конструкции неоднократно подтверждались профессионалами – учёными испытательных научных учреждений, лётными испытаниями, сертификатами лётной годности, сотнями тысяч часов налёта при выполнении агрохимработ.
– А что вы скажете сельхозпроизводителям, убеждённым в том, что малообъёмное опрыскивание посевов неэффективно?
– На самом деле таких уже немного, куда меньше, чем было лет 20 назад. Здравый смысл и простой экономический расчёт расставили всё на свои места.
С появлением сверхлёгкой авиации у аграриев существенно снизились сопутствующие расходы при выполнении защитных работ. В первую очередь за счёт того, что малая авиация подразумевает применение научно обоснованной инновационной технологии малообъёмного опрыскивания. Аппаратура, установленная на сверхлёгких воздушных судах, не только сократила потребность в подвозе воды в десятки раз, но и дала возможность экономить дорогостоящие препараты за счёт их точного внесения. В современных условиях это очень существенный фактор. При этом решается и важнейшая экологическая задача – снижается пестицидная нагрузка на гектар.
И почему опрыскиватели не летают?
– А как быть с наземной техникой? Тенденция такова, что скоро она решит все проблемы по защите полезных растений?
– Действительно, увеличение мощностей наземной техники вроде бы позволяет прогнозировать снижение спроса на авиационные услуги. Тем более что чиновники через лизинг активно навязывали сельхозпроизводителям приобретение дорогостоящей импортной опрыскивающей форсуночной техники. Однако наземная техника не способна полностью заменить авиацию по объективным, в том числе экономическим, причинам. Авиация всегда будет дополнять наземную технику, а распределение объёмов и мощностей в различных нишах применения будет зависеть от эффективности их работы при равных условиях господдержки.
Востребованность авиации, как и наземной техники, определяется и погодными условиями, и фитосанитарной обстановкой. Большинство руководителей заранее заключают договоры на услуги авиации, вносят предоплату и в дальнейшем рационально распределяют загрузку своей наземной техники и работу СВС, чтобы уложиться в оптимальные агрономические сроки.
Основные преимущества авиации – высокая производительность, мобильность перемещения, отсутствие технологической колеи и связанных с этим потерь. Вряд ли наземная техника сможет предложить такие же параметры. Если только не начнёт летать...
– Станут ли агродроны вашим конкурентом на рынке авиауслуг?
– Наши партнёры внимательно изучают новейшие тенденции, в том числе и в беспилотной авиации. Пока это только начало пути. Есть общие проблемы: нет отечественного ресурсного двигателя, мало препаратов для малообъёмного опрыскивания, не представлены отечественные разработки, сложные нормативно-правовые требования. Скорее, речь будет идти не о конкуренции, а о дополнении в нишах применения. Тем более что пока агродроны значительно дороже. Существующие прогнозы, на мой взгляд, чрезмерно оптимистичны. Это очень высокотехнологичная отрасль. Нужны кадры, нужна техника с полезной нагрузкой (химбаком) не меньше 150 литров. Это уже другая весовая категория воздушного судна.
– Как строится ваша работа?
– Это объединение предпринимателей на основе различных договоров услуг. Ведь сейчас пилот может иметь самолёт в собственности, быть и техником и эксплуатантом в одном лице. Другая группа предпринимателей в рамках действующего законодательства обеспечивает дополнительные разнообразные услуги – это перевозка авиатехники к месту работ, подвоз запчастей и ГСМ. Ну а наше предприятие обеспечивает взаимодействие их с заказчиками, работает над логистикой, рекламой и продвижением применения СЛА в АПК.
Пандемия научила работать дистанционно и эффективно применять современные средства коммуникаций. В результате получилась очень гибкая, мобильная, высокотехнологичная, устойчивая к различным вызовам, динамично развивающаяся без какой-либо поддержки со стороны властей отрасль, помогающая сельхозпроизводителям защищать их урожай. По сути, это малый бизнес высоких технологий.
– Название вашего предприятия – «Спектр», в этом присутствует некий глубокий смысл?
– Спектр – это разнообразие цветов, радуга. В нашем случае это спектр услуг. А если проще, это в том числе от названия самолёта СП-30 («Спектр-30»), который создан в КБ «Спектр-Аэро» (Таганрог) и давно и успешно продвигается ООО «Спектр» для различного применения в экономике РФ.
На правах рекламы