Рано радовались. Волгоградские фермеры не могут продать рекордный урожай

   
   

Волгоградская область бьёт рекорды. Перевыполнив государственный план на 300 тыс. тонн, фермеры собрали более 3,5 млн. тонн зерновых. После того как почести отгремели, возник вопрос реализации урожая. И оказалось: рано радовались.

Из плюса в минус

16 районов из 33 намолотили более 100 тыс. тонн зерна. В лидерах Октябрьский - 266 тысяч тонн, Чернышковский - 230 тысяч тонн и Новоаннинский - 208 тысяч тонн зерна. Причём собрали ещё не всё: из почти 2 млн. га площадей обработано около 1,7 миллиона.

«Увеличились не только объёмы зерна, мы видим рост практически по всем сельхозпозициям, - отмечают в региональном министерстве сельского хозяйства. - Увеличились объёмы производства плодово-ягодных и бахчевых культур, томатов, капусты, огурцов и картофеля».

Вопрос реализации стоит особенно остро. «Чиновникам самое главное отчитаться, а куда девать урожай - не их проблема, - вздыхает Алексей УСЕНКОВ, фермер из Ольховского района. - Полностью отсутствует механизм продажи зерна. В этом году продали рожь за 3 руб. за кг. С такими ценами хлеб должен стоить в магазине максимум 7 руб. Пока частники наживаются, фермер голодает».

«Перекупщики видят, что регион у нас небогатый, проблемный. Поэтому диктуют свои условия: покупают по сильно заниженной цене, а перепродают втридорога, - жалуется Николай РЯБЦЕВ, фермер из Иловлинского района. - Мы могли бы и придержать товар. Продать позже, но это невозможно. Хранить негде! Вот и сдаём за бесценок. Не оставлять же гнить зерно на полях».

Частники или хищники?

У многих фермерских хозяйств свои хранилища есть. Но рекордные урожаи они не выдерживают. Приходится пользоваться услугами элеваторов. Всего в области их насчитывается 26 штук. Причём ни одного государственного нет! Все принадлежат частным предпринимателям. И они не стесняются завышать цены.
«В советское время хранилища принадлежали власти, платили за их аренду совхозы и колхозы зерном. Сегодня такой практики нет, - продолжает Рябцев. - Плюс не везде пускают. Элеватор в Качалине, к примеру, переполнен. А он один на весь район!». Вторая проблема - условия хранения. Сырость и влажность зачастую портят зерно. Оно становится фуражным: идёт на корм скоту. 

   
   

По словам фермеров, субсидии, выделяемые государством на поддержку сельского хозяйства, едва помогают свести концы с концами. «В Белоруссии, к примеру, государство скупает зерно у фермеров, перерабатывает его и реализует. Там нет наценок,  - говорит Рябцев. - У нас плохо и земледельцам, и конечным потребителям. Тем, кто покупает в магазинах готовые хлебобулочные изделия. Несмотря на рекордный урожай, к концу года будет очередное подорожание».

Кстати
Проблемы есть и в животноводстве. Введённые страной санкции должны были подстегнуть местных производителей, но ввести эмбарго всего на один год - недостаточно. «Мясо бычка «растёт» в течение полугода, так что в этот срок российские производители не уложатся, - рассказывает Евгений ПОЛЯНИЧКИН, фермер из Кумылженского района. - Хотя мы могли бы обеспечить местным мясом потребителя. Выигрывают только производители бройлеров: цыплёнок растёт 40 дней. Но и то в магазинах преобладает привозная курятина. Нужен запрет на ввоз, только тогда мы сможем работать на полную мощность».

 

Смотрите также: