Примерное время чтения: 4 минуты
118

В Волгоградской области урожай губят плохие семена

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Нижнее Поволжье 01/08/2012
Фото автора

Опять у нас в области небывалый неурожай, и только Кленовку Жирновского района будто не коснулась засуха. Пшеница уродилась прямо на выставку, и что ни сорт, то больше 30 центнеров с гектара. Отгадка проста: эти опытные поля выращивали под контролем учёных. 

Не до качества

Директор Нижне-Волжского научно-исследовательского института сельского хозяйства Александр Беляков уверен, что если вести хозяйство по науке, то при любой погоде в области можно взять и четыре, и пять миллионов тонн зерна. А если как сейчас, то из двух с половиной миллионов не выбраться. Увы, растить хлеб фермеры предпочитают по старинке, а главное, забросили семеноводство, которое остаётся основой системы земледелия. 

– Сорт и семена формируют урожай на 30–40%, а в некоторых случаях и больше, – говорит директор НИИ сельского хозяйства. – Но даже количественно обеспеченность ими составляет 80% по озимым и не больше половины – по яровым. Исключение – кукуруза и подсолнечник, их пока хватает. А качество семян не укладывается ни в какие рамки. 

Доля элиты в современном земледелии должна составлять 5–6%, а у нас этих семян 1,5–2%. Правда, в прошлом году за счёт субсидирования из регионального бюджета получился значительный скачок, и показатель улучшился почти вдвое. Но чтобы выйти из постоянного кризиса, Нижне-Волжский институт предложил создать областной селекционно-семеноводческий центр. Но это в будущем. Пока же фермеры предпочитают покупать семена низких репродукций, ещё чаще – используют зерно собственного урожая.

Конечно, элитные семена стоят дорого, в среднем 12 рублей килограмм. Но ведь на них была восьмирублёвая дотация, и элита для сельхозпроизводителей по цене вышла на уровне товарного зерна. Это на бумаге. На деле та «элита», что покупают у хозяйств, которые не занимаются семеноводством, не соответствует стандартам по семенным качествам. 

По сути покупают контрафакт без всяких документов. Да и заявляют продавцы один сорт, а подсовывают нередко другой. 

Автор за сценой

Волгоградский аграрный университет каждый год выпускает специалистов, а в деревне их нет. Кто пойдёт на зарплату 7–12 тысяч без надежд на лучшее? Больницы в сёлах закрывают, школы «реорганизуют», вот и держится агрономия на старых кадрах. Однако есть хозяйства, где верят в науку. Так, в ООО «Имени Куйбышева» Серафимовичского района на семеноводческих посевах в этом году получили 37 центнеров с гектара, фермер Александр Рыжков из Камышинского района в среднем вырастил 20 центнеров, а на семеноводческих участках – 38. Озимая пшеница «Камышанка-3» дала в хозяйстве «Надежда» Новониколаевского района 50 центнеров, «Камышанка-5» – 60 центнеров с гектара. 

И это никакакая не зелёная революция, а простая наука. Конечно, даётся она большим трудом. Заведующий лабораторией Нижне-Волжского института сельского хозяйства Александр Болдырев рассказывает, что на создание нового сорта уходят 12 лет упорного труда и миллион долларов. И ещё не факт, что будет результат.

– Зато при всех прочих равных условиях, в засуху или при вымерзании, элитные семена дают урожайность на 25% выше. Люди это знают, но берут свой «мусор», доводят до минимальных посевных кондиций и едут с ним в поле. 

Фермер Виктор Лыгин из Клетского района на собственном примере пояснил, откуда у крестьян такое нежелание по-настоящему внедрять лучшие сорта:

– Не покупают, потому что нет денег. Все федеральные и областные программы, нацеленные на обновление семян, говорили о том, что будет компенсация на уровне 50%. В прошлом году я купил элиту, а мне компенсировали её процентов на 30. В этом году тоже её приобрёл – 25 тонн ячменя и 14 тонн овса по 13 тысяч рублей. Документы оформлены, а денег из бюджета нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах