Вкус волгоградского потребителя завоевывают качеством

Фото: Екатерины САЕНКО

   
   

Россия стала членом ВТО. Это уже свершившийся факт. На переходный период у российских производителей есть семь лет. За это время отечественная продукция должна стать конкурентоспособной, чтобы выдержать цунами импортной продукции, которое хлынет на наш рынок. А что станет с местным рынком? Уже сейчас производители всей России активно борются за кошелек волгоградских покупателей. Что сейчас происходит в сфере, скажем, продуктов питания? Смогут ли наши местные товаропроизводители удержаться на плаву?

Этим и другим вопросам была посвящена дегустация продукции местных производителей и «круглый стол» «Продукты питания на волгоградском рынке: качество, польза и вкус», который провело издание «Аргументы и факты» – Нижнее Поволжье».

Участниками мероприятия стали: Валентина КИРЬЯКУЛОВА, начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области; Татьяна ГЛАДКОВА, ведущий инженер испытательного центра ФБУ «Волгоградский ЦСМ»; Валерий РАЮШКИН, коммерческий директор ТМ «Царь-Продукт»; Андрей ШНАЙДЕР, начальник отдела маркетинга ТМ «Царь-Продукт»; Наталья ОЛЕЙНИК, бренд-менеджер ТМ «Фамильные колбасы», ТМ «Хуторок»; Николай Лукьяненко, генеральный директор ТК «Новая Линия».

Нечестная конкуренция

– Как складывается ситуация с качеством продуктов питания на прилавках Волгограда и области, какие тенденции вы отслеживаете, не подменяется ли качество количеством и обилием товаров? 

Валентина Кирьякулова:

– В этом году мы провели ряд проверок в торговых сетях «Пятёрочка», «Радеж», «Магнит». Было исследовано большое количество продукции местных производителей, из соседних регионов и импортных товаров. Кстати, что касается других регионов, то появилась тревожная практика. Как только наша продукция поступает на рынок некоторых других областей, на неё сразу же идут жалобы, и она заносится в «чёрный список». По каждому случаю мы проводим административное расследование или внеплановую проверку по факту нестандартной продукции. Часто жалобы не подтверждаются. Видимо, таким образом на наших производителей оказывают давление, идёт не

совсем честная конкуренция.

Но вернёмся к итогам нашей проверки. За первое полугодие наблюдается тенденция, что в целом ухудшилось качество продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вот, например, только сейчас занимались исследованием тушёных консервов. Казалось бы, что такого туда можно заложить крамольного? Оказалось, можно. В банках (производитель из Санкт-Петер­бурга) находились субпродукты. Это была не тушёнка, а перемолотый фарш.

   
   

По физико-химическим показателям в этом году ухудшилось качество молока и молочной продукции. Особенно настораживает, что идёт много фальсифицированной продукции. Вот сейчас у нас в разбирательстве молоко «Володарское». По нашим сведениям, оно насыщено растительными жирами, которые не указаны на маркировке. Даже многие производители детского питания часто не пишут на маркировке, что оно имеет в составе растительные жиры. 

Ещё мы отметили рост (почти на 50%) нестандартной продукции по рыбе и рыбопродуктам и птице и птицепродуктам. Нарекания в основном вызывает замороженная продукция. Так, у нас нормируется процентное содержание льда, влаги и воды. А производители их в разы превышают. И магазины берут товары на реализацию с заведомым нарушением, до тех пор, пока не пожалуется потребитель. Получается, идёт обман покупателя – человек платит за воду. 

На 2% мы зафиксировали рост нестандартных хлебобулочных и кондитерских изделий. Вот и получается, что количество действительно подменяет качество. 

ВТО в помощь! 

– А со вступлением в ВТО хуже не может стать? 

Валентина Кирьякулова: 

– Для успешной конкуренции при ВТО нашим товаропроизводителям необходимо будет сертифицироваться в международных системах сертификации. Наша продукция и сейчас, бывает, не проходит в соседние регионы из-за нестандартности. Надо завоёвывать рынок качеством.

Валерий Раюшкин:

– Качеством, репутацией, доступностью, свежей и давно известной продукцией… Многие местные производители тоже это понимают. И, знаете, есть те, кто давно готов и не боится ВТО, просто потому, что уверен в своей продукции.

Андрей Шнайдер:

– Многие опасаются, что вступление в ВТО обернётся крушением производств, как это было в 90-е, когда страна столкнулась с рынком. Но тогда никто не был к этому готов. Ни производства, ни рыночные отношения не были налажены. В результате предприятия посыпались как карточные домики. Сейчас такое невозможно. Выстроен бизнес, логистика, партнёрства. Прошла модернизация производств. Поэтому ощущения катастрофы нет.

Наталья Олейник:

– У нас оптимистический взгляд на эту проблему. Это дело качества. Местные производители всегда предлагают скоропортящуюся продукцию. А из Европы пойдёт продукция длительного хранения с большим содержанием консервантов.

Кроме того, в Европе есть определённые особенности ассортимента и вкусовых предпочтений. Продуктовые хиты, популярные у нас, непонятны европейцам. Так, варёные колбасы и сосисочная группа – столь популярные у нас, у них занимают малую группу. Зато там популярна ветчинная и сыровяленая продукция. Вероятен приход на наш рынок именно этой продукции из других стран, но в связи с тем, что это не объёмообразующий сегмент, особых угроз производителю нашей группы товаров не представляет. Даже, наоборот, это подстегнёт производителей развивать эту группу. 

Самая большая опасность ВТО заключается в угрозе сельхозяйственным производителям. Для нас это большая угроза, потому что мы зависим от местных производителей сырья.

Татьяна Гладкова:

– В каждом действии есть отрицательные и положительные стороны. С одной стороны – это свободная конкуренция на рынке. С другой – все опасаются вала некачественной продукции. Заслон не поставишь.

Выход всего один – наша продукция должна быть настолько качественна, чтобы задавить всё некачественное зарубежное. Работа нашей лаборатории, так же, как и Роспотребнадзора, показывает, что идёт много фальсифицированной продукции. На упаковках молока не указывают, что добавлен растительный белок. Берём «Сливочное масло крестьянское», а практически половина – растительный жир! Производители говорят, что настоящее масло не может стоить менее 40 рублей, учитывая все-все затраты. Поэтому когда на упаковке пишут: «Масло сливочное крестьянское», 72%, изготовлено по ГОСТу и при этом стоит 20 рублей за пачку – это по меньшей мере вызывает сомнение.

Сейчас пора сбора урожая. Только недавно привезли порядка 15 образцов на исследование. В четырёх из них – повышенное содержание нитратов. Причём немаленькое. Если норма 80, то там – 126, если норма 250, то там – 420. Естественное разложение минеральных удобрений происходит с течением определённого времени, а производители торопятся снять и продать поскорее урожай.  

Сети всемогущие 

– Кто несёт ответственность за некачественный товар?

Николай Лукьяненко:

– Продавец. Хотя ему никак не проверить всю свою продукцию. Возьмём «Пятёрочку», где 200 магазинов. Проверить колбасу в двух-трёх ещё можно. Но во всех? Это физически невозможно.

Валентина Кирьякулова: 

– Нужно проверять производителя, чтобы он знал, что его контролируют. А этого не делается.

Николай Лукьяненко:

– Я бы хотел добавить по вопросу ВТО. Я думаю, это окончательно «убьёт» сельское хозяйство нашего региона. Оно и так еле дышит в плане производства молока, мяса, в целом животноводства. Почти полностью вырезали поголовье свиней. Производители мяса и мясной продукции сильно зависят от местного сырья. Поэтому при отсутствии свинины упали объёмы производства по всей области.

Любой производитель достоин медали и монумента. Этим людям сейчас очень тяжело. И в какой-то мере ВТО может и помочь. Качество продукции, которая сюда придёт, будет достойным. Но состояние рынка сбыта продукции оставляет желать лучшего. Производителям практически приходится стоять перед торговыми сетями на коленях. Только сегодня в общественный совет при губернаторе пожаловался предприниматель: торговая сеть «Тамерлан» («Пятёрочка») разослала местным производителям непродовольственной группы товаров письмо, где сказано, что компания хочет пересмотреть договорные условия. Производитель должен предоставить отсрочку по оплате на 160 банковских дней. Это 224 астрономических дня. В случае отказа с сетью можно попрощаться. А как производители будут работать фактически год без оплаты? Как и на какие средства им брать сырьё? Торговые сети сейчас не ограничены ничем. С каждого производителя они дерут три шкуры за вход в сеть. 

Смотрите также: