В областной детской художественной галерее прошла выставка о нравах и быте Царицына накануне Первой мировой войны.
Прошлое в лицах
С копий старинных фотографий глядят гимназистки, ремесленники, рабочие, революционеры-марксисты, казаки и солдаты-рекруты. Дух эпохи передают и фотокопии документов с ятями и ижицами - открытки, визитные карточки, программки театральных вечеров.
«Интересна реакция юных волгоградцев на этот проект, - говорит Лариса Смирнова, замдиректора областной детской художественной галереи. - Одна школьница заявила: «Какой интересный, замечательный город! Хочу жить в том Царицыне!».
Для многих детей стало открытием, что в уездном городе было много красивых зданий, множество производств, мануфактур, культурная жизнь в нём бурлила. Сто лет назад река Царица разливалась на сотни метров, в этот приток могли даже свободно заходить небольшие суда.
Рассекреченные материалы
Для выставки свои фонды открыли не только крупнейшие архивы. Многие волгоградцы предоставили личные фотографии своих царицынских прабабушек и прадедушек. Здесь можно увидеть ретрофотографии из семейных альбомов Усковых, Климовых, Антроповых, Атюшевых, Белозёровых, Лошаковых. Волгоградка Татьяна Атюшева принесла организаторам несколько альбомов.
«В нашем роду была купеческая семья, владевшая в Царицыне магазином со швейными изделиями и мануфактурой. Купеческие дочки и жены, судя по фотографиям, щеголяли в платьях с кружевами, видимо, из своего магазина», - рассказывает она.
«Мы позаимствовали из фондов госархива области уникальные документы - дела на помощника начальника Саратовского жандармского управления в Царицынском уезде 1906 и 1907 годов, - продолжает Лариса Смирнова. - На этих документах стоит гриф «Секретно». Это целый «гроссбух». В экспозиции был и документ полицейского жандармского ведомства, рассказывающий о бытовом курьёзе в духе Антоши Чехонте. «Несмотря на то, что он (подчинённый. - Авт.) в дороге выпил, документы потерял, человек-то он хороший. Своих не сдаст - только разве что если сильно напьётся… А так он человек надёжный». Ну что ж, времена меняются, но нравы, как видим, всё те же…