После всех войн и потрясений от Царицына уцелело лишь несколько зданий. Но всё же есть маленькие окошечки в конец XIX - начало XX века: вот идут с возами верблюды, вот разносят утреннюю почту, а тут спит извозчик… Всё это открытки с видами города.
Один коллекционер подсчитал, что сохранилось 612 открыток с видами Царицына. Историк, краевед и коллекционер Анатолий Рябец собрал примерно треть этого богатства.
С одобрения губернатора
Но он не просто хранит открытки для себя, а пытается каталогизировать и уже выпустил два альбома из серии «Открыточный Царицын», которые недавно представил в Волгоградской областной специальной библиотеке для слепых. Первый из альманахов посвящён издателю Владимиру Короваеву, второй - Роберту Гольнику. Всего издателей было больше 20, и каждый имел свои отличительные особенности, рекламные трюки и конкурировал друг с другом.
«Это было прибыльное дело, - говорит Анатолий Рябец. - Люди любили путешествовать, и появившиеся в конце XIX века открытки с фотографиями далёких мест пользовались спросом, хотя и были дороги. Одна открытка стоила три копейки, притом что корова - пять рублей. Тиражи были большие: по 5000 на открытку только с одним видом. А чтобы начать выпуск открыток, требовалось разрешение губернатора».
Первым, кто издал фото Царицына, сделанное в районе, где сейчас находится «Гаситель», был некто Бестужев из Саратова. Честно сказать, изображение невзрачное - доки, брёвна, коробки, выброшенный на берег шлюп… Однако открытка очень дорога, так как она одна из первых. А вообще для тех, кто интересуется филокартией, стартовая цена открыток начинается с 2000 - 3000 рублей.
Первым же царицынским издателем был Владимир Короваев. Известно, что был он из купцов, держал магазин писчей бумаги и типографию, жил по соседству и тесно общался с именитыми фотографами братьями Эрдман (впоследствии на одной из его открыток можно даже различить оттиск братьев). Видимо, они настолько его вдохновили, что купец поехал учиться к астраханскому издателю и фотографу Владимиру Сергееву. В итоге на самой первой открытке, изданной царицынцем и в Царицыне, очень сильны астраханские мотивы: юрты, калмык, верблюды.
Любопытно, что на всех открытках Короваева есть подпись по-французски. «В Царицыне было много французов. Тут был французский завод, гостиница «Франция», так что это был рекламный ход», - объясняет коллекционер.
Самым популярным зданием, чудом сохранившимся до наших дней, была пожарная каланча - её снимали почти все фотографы и печатали все издатели.
Вообще работа фотографа была сложной. Надо было таскать тяжёлый агрегат с треногой, потом мучиться с негативами… Но и тогда, и сейчас фотографы были готовы на всё ради хорошего кадра. Так, стройку собора Александра Невского однажды заморозили на пять лет - не было денег. И всё это время он стоял в лесах. Так фотографы забирались на самый верх, чтобы снять панораму города для издателей.
На открытках, как правило, мало людей, разве что извозчики да почтальоны. Дело в том, что фотографы работали утром, когда мало людей, красивый свет и город припудрен рассветом.
Распутица и бездорожье на улицах Волгограда - изобретение не нашего времени, сто с лишним лет назад было ещё хуже. На открытке Короваева «Рыбный транспорт» сняты верблюды с возами с рыбой, идущие по Кулыгинскому взвозу, сейчас в этом месте «обкомовская» больница. И когда верблюды спотыкались и падали под тяжестью воза, а часть рыбы выпадала и начинала гнить, вонь и грязь стояли такие, что животные задыхались и гибли.
Поговорим на эсперанто?
В коллекции Анатолия Рябеца есть очень таинственная открытка, на обороте которой короткое письмо на искусственном языке эсперанто. Оказывается, в Саратове был клуб эсперантистов. И автор письма, а он остановился в Царицыне в доме напротив пожарной каланчи, рассказывает кому-то в Киеве, что он плыл на лодке, она сломалась, но добрые люди в Царицыне её подлатали.
А однажды открытки помогли коммунальщикам, которые в пойме Царицы прокладывали коллектор и упёрлись в бетон. Откуда он взялся и как далеко тянется? Оказывается, там когда-то был железнодорожный мост, и установили это благодаря коллекции Анатолия Рябеца.
Благодаря коллекционеру воскресла из небытия и музыка Царицына.
«Анатолий Фёдорович в электронном каталоге Русской государственной библиотеки обнаружил музыкальные произведения, которые издавал в Царицыне Роберт Гольник, - рассказывает дочь коллекционера, к. и. н. Ирина Рябец. - У него был музыкальный магазин, находившийся там, где сейчас гостиница «Волгоград», где он продавал инструменты, ноты, пластинки и открытки».
Коллекционер заказал ноты, и эти произведения были заново открыты и впервые спустя 100 с лишним лет исполнены в Волгоградской областной специальной библиотеке для слепых.
Анатолий Рябец мечтает выпустить альбомы, посвящённые всем 20 издателям открыток Царицына. Следующие выпуски будут посвящены Максиму Дмитриеву и Василию Брееву.
Эволюция открыток
1869 г. - появилась первая открытка (в Австрии).
1870 - 1871 гг. - первые иллюстрации.
1872 г. - первая открытка в России.
1905 - 1907 гг. - создали открытки с уже готовым текстом.
1980-е - советские солдаты присылали из Афганистана самодельные открытки (настоящие были в дефиците), вырезали прямоугольник из плаката или обоев, а на обратной стороне писали адрес.
1989 г. - во Франции появилась музыкальная открытка.