В 2011 году в России появилось молодежное общественное движение «Кибердружина», созданное Лигой безопасного интернета. Это волонтерская организация, объединяющая более 20 тысяч добровольцев со всей страны, которые борются с опасным контентом в интернете, а также помогают правоохранительным органам выявлять и привлекать к ответственности преступников из виртуальной среды. Сейчас отделения «Кибердружины» действуют в 38 регионах России.
«АиФ-Волгоград» узнал у волгоградских представителей движения, как они борются с опасным контентом в интернете, как родителям уберечь детей от него, куда пожаловаться на экстремизм и наркотики в сети и не только.
«Правая рука» Роскомнадзора
Отделение «Кибердружины» в Волгограде появилось в декабре 2016 года на базе местного университета ВолГУ и стало 38-м по счету.
«Создание регионального отделения «Кибердружины» на базе ВолГУ не случайно, - рассказывает завкафедрой информационной безопасности Елена Максимова. - Наш университет единственный в регионе готовит кадры в области информационной безопасности и участвует в формировании защищенной информационной системы Волгоградской области».
В «Кибердружину» входят преподаватели, студенты и даже люди, не имеющие никакого отношения к вузу, к примеру, волонтеры, желающие им помочь. В общей сложности это около 220 человек.
«Активисты движения противодействуют распространению опасного и незаконного контента в интернете и работают над повышением компьютерной и информационной грамотности в обществе», - рассказывает о целях движения руководитель волгоградского отделения Елена Евдокимова.
Под опасным контентом кибердружинники подразумевают информацию в формате текста, картинок, видео, аудио, публикуемая в соцсетях и на сайтах, пропагандирующая позитивное отношение к насилию, терроризму, криминальному миру, курению, алкоголю, наркотикам, материалы экстримистского и суицидального характера и т.п.
Представители «Кибердружины» занимаются поиском опасного контента в свободное время. Для них это не работа и не учеба, а добровольчество. «Поиск негативной информации в Сети ведется там, где удобно кибердружиннику – дома, в вузе и даже в автобусе, когда он едет куда-то по делам и залез в планшет посидеть в интернете. Эта работа может вестись в любое время – ребята так стараются, что нередко могут искать негативную информацию даже ночью, особенно, если кто-то просит их срочно заблокировать ее, так как она очень опасна», - отмечает Елена Максимова.
Однако представляющий угрозу контент блокируют кибердружинники не сами. Их задача искать его и сообщать о нем Роскомнадзору и прокуратуре, которые дальше сами в силу своих полномочий могут закрыть опасный сайт или группу в соцсети. «Волонтеры сбрасывают мне ссылки, которые я потом направляю в надзорные органы и лигу безопасного интернета», - поясняет Елена Евдокимова.
Чаще всего поиском опасного контента кибердружинники занимаются в социальных сетях. «Ищем негативные группы и мемы по ключевым словам, хештегам и т.п. Иногда, к примеру, в соцсетях нам пишут распространители наркотиков, предлагая свой товар, не зная, кто мы и чем занимаемся. В таких случаях мы работаем тихо, не выдавая себя, не провоцируя их на конфликт, т.к. ничем хороших разборки не закончатся и могут представлять опасность», - отмечает Елена Евдокимова. К поиску экстремистских материалов ребята подходят с совсем другими технологиями. Кафедра разработала на основе методических материалов других специалистов алгоритмы, позволяющие наводить в интернете порядок.
Заблокировали 5000 сайтов
При участии кибердружинников правоохранители раскрыли в России сотни уголовных дел по фактам распространения детской порнографии, сексуального насилия над детьми и не только. К примеру, в 2014 году с их подачи было возбуждено 370 дел. В целом благодаря кибердружинникам к настоящему моменту заблокировано более 5000 опасных сайтов.
Однако кибердружинники занимаются еще и повышением компьютерной и информационной грамотности населения, особенно детей, как самых уязвимых членов общества. «Ездим в школы с лекциями, объясняем ребятам, какая информация для них опасна, как реагировать на нее и куда жаловаться. Общаемся с родителями детей. А еще при нашей кафедре существует кружок для школьников «Киберпятница», - рассказывает Елена Максимова.
Кроме того, волгоградские кибердружинники участвуют в реализации ведущих проектов Лиги безопасного интернета: «Единый реестр запрещенных сайтов», и «Карта сект. Энциклопедия сект», «Безопасный хостинг», «Веб-фильтр для родителей», а также «Рейтинг безопасности поисковиков» и «Уроки безопасного Интернета».
Для обмена опытом с коллегами кибердружинники каждый год устраивают всероссийский слет в Москве, где они общаются, дают друг другу советы, вместе принимают важные для их движения решения, обмениваются наработками и методическими материалами.
Чему учит детей интернет?
По словам старшего помощника прокурора области по взаимодействию со СМИ Оксаны Чередининой, интернет стал для детей своеобразным ящиком Пандоры. «В силу возраста и своей психики они не могут критически оценивать потоки чужих мыслей и идей. Манипуляцию над сознанием молодежи проводят профессионалы, - отмечет она. – Дети и подростки слушают их так, как боятся, что родители их не поймут. Кроме того, молодое поколение подвержено такому влиянию за счет того, что у него нет сформировавшихся интересов в реальной жизни, а любой запрет в медийном пространстве воспринимаются как посягательство на свободу».
«За последние два года в Волгоградской области по искам прокуратуры было заблокировано более 500 сайтов с ненадлежащей для детей информацией», - отмечает прокурор региона Максим Ершов. По его словам, все эти сайты учили детей, как самостоятельно сделать в домашних условиях бомбу, показывали им видео со сценами насилия, формировали у молодежи позитивное отношение к наркотикам, алкоголю, криминальному миру и не только. «У детей пользуются популярностью сайты, предлагающие купить диплом о высшем образовании без прохождения обучения, а также посмотреть порно, онлайн-магазины круглосуточной продажи алкоголя, ресурсы, рассказывающие о способах совершения суицидов, форумы, призывающие посещать мероприятия экстремистского характера», - добавил Ершов.
Как отмечает Елена Максимова, особенно тяжело кибердружинникам в свое время далась борьба с так называемыми группами смерти в соцсетях типа «Синий кит», «Тихий дом», «Я в Игре», «Разбуди меня в 04:20». «К нам на кафедру поступал просто шквал звонков от взволнованных детей и взрослых с просьбой сделать что-нибудь, остановить их появление и прекратить их существование. Работа в этом направлении велась практически круглосуточно. К ней мы подключили студентов с особым складом психики, так как не каждый может выдержать такое», - поясняет Елена Максимова.
Жесткий контроль Сети не поможет
Однако, несмотря на опасность интернета, кибердружинники считают, что жесткий контроль и ограничение всемирной паутины со стороны государства бессмысленны. К примеру, в Северной Корее есть свой ограниченный интернет, внутренняя сеть – «Кванмен». Вся информация в нем прочитывается и анализируется цензорами. Жители государства официально не имеют доступа к всемирно популярным соцсетям типа «Вконтакте», Facebook, Instagram, видеохостингам типа YouTube и не только. «Однако опытные юзеры знают, как обойти эти запреты. Если в России ограничить интернет, то люди также начнут искать обходные пути всевозможных блокировок. При подобных запретах злоумышленники извне будут еще усиленнее придумывать лазейки», - считает Елена Евдокимова. Такого же мнения она и другие кибердружинники придерживаются и относительно инициатив депутатов законодательно разрешить детям сидеть в соцсетях только с 14 лет. «Нельзя запрещать и ограничивать, нужно научить детей понимать, какой контент хороший, а какой опасный, рассказывать об информационной гигиене», - отмечает Евдокимова.
«Родители, покупающие детям смартфоны и планшеты, разрешающие сидеть в соцсетях, должны понимать, что они несут за это ответственность, следить, чем в интернете занимается ребенок, просматривать «историю» (страницы, который посещал ребенок), следить, кто добавляется в друзья к нему в соцсетях, аккуратно узнавать, кто ему пишет», - отмечает Максимова.
Максимова и Евдокимова также считают, что в школьные и университетские программы нужно вести дисциплины, связанные с кибеобезопасностью и сделать их на первое время факультативными.