Примерное время чтения: 8 минут
1537

Историк Евгений Коротов: «Зрители не увидели Сталинград в «Сталинграде»

Сергей Новицкий / АиФ-Волгоград

Волгоградский поисковик-исследователь, историк-публицист Евгений Коротов подготовил к изданию книгу «Особо отличившаяся в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Это военно-историческое исследование о боевом пути 15-й Гвардейской стрелковой дивизии в Советско-финской и Великой Отечественной войне и её участии в Сталинградской битве. Мы беседуем с автором о значимости отечественной истории без прикрас и искажений.

Премия выше правды

«АиФ-Волгоград»: - В конце минувшего года волгоградцам был представлен разрекламированный ещё на стадии создания фильм Федора Бондарчука «Сталинград». Практически с первых дней кинопроката стали звучать голоса, что потраченные на фильм сотни миллионов рублей ушли на проходную работу, ничего не добавившую к восприятию правды о Сталинграде. Ваше мнение об этом фильме?

Евгений Коротов: - Ещё до съёмок фильма я передал Фёдору интересные документальные материалы, которые предложил использовать в фильме «Сталинград». На мой взгляд, если бы он их применил, то фильм мог бы получиться действительно интересным, правдивым и значимым для всех. Например, есть уникальная судьба Геннадия Сталинградовича – мальчика, пережившего всю трагедию Сталинградской битвы. Но фильм сделан, и итоги можно подводить. Государственную премию Бондарчук получил, а вот зрители реального Сталинграда в «Сталинграде», извиняюсь за тавтологию, практически не увидели. Может, Госпремия, а не историческая правда и была основной целью режиссёра. Право, не знаю даже.

- Согласитесь, в самом фильме и акценты грандиозной битвы расставлены весьма странно и спорно, а фактических, технических, логических несостыковок очень много.

- Пусть все эти нелепости будут на совести творцов фильма, Бог с ними. Другой вопрос: а что добротного, правдивого в кино наш зритель увидел за прошедшие несколько десятков лет? Киноиндустрия, творцы фильмов «о войне» ушли сегодня куда-то в сторону от исторической правды, в сторону неких самоощущений и самокопаний. А где и когда будет правда? Та, которая документальная, архивная, с грифом «секретно», «совершенно секретно», «в одном экземпляре», а не во фронтовых байках. Одни ремейки, одни ремейки. «Звезда», например. Но их тоже надо уметь делать с умом. Вряд ли это центральный путь осмысления уроков прошлого. Наверное, современные фильмы уровня «Летят журавли», «Они сражались за Родину» или «Горячий снег» ещё только ждут своего создателя. Такая правда о войне особенно нужна новому поколению наших сограждан. Негоже изучать войну по американскому кино или по игровым «стрелялкам» в интернете. Мне пришлось говорить со многими ветеранами войны. Их фильм «Сталинград» возмутил, и они восприняли его как оскорбление. Это, увы, тоже правда.

Фильм Федора Бондарчука радостно приняли чиновники, но историки и кинокритики отнеслись к работе холодно Фото: Кадр из фильма «Сталинград»

Победителей не судят

- Вы много времени потратили на исследования деталей битвы за Сталинград. Могла ли Сталинградская победа завершиться раньше?

- Не хочу повторять банальности о том, что история не терпит сослагательных наклонений. Скажу иначе: враг тогда был очень силен, в ходе Сталинградской битвы было много драматичных моментов, которые могли с легкостью склонить чашу весов не в нашу сторону. Были при этом эпизоды и случайно-фатальные, как говорил в таких случаях классик Лев Толстой. И здесь мы подходим к следующей загадке. Почти всем сталинградцам известно, что 17-19 августа 1942 года танковые и пехотные подразделения 6-й полевой армии вермахта форсировали Дон в районе хуторов Вертячий и Песковатка. И после успешной переправы к 16 часам 23 августа 1942 года танковая ударная группировка 6-й немецкой армии была уже на берегу Волги севернее Сталинграда, в районе Латошинки. После удачного, по иному и не скажешь, марш-броска от Дона до Волги немецкие танкисты устроили на берегу двухчасовой отдых. Он и оказался спасением для Сталинграда. В этой обстановке соседний фланг нашего Донского фронта бездействовал, а Сталинград оказался и вовсе беззащитным перед вторжением с севера! Кто знает, как повернулось бы колесо военной истории, если бы тогда произошёл сходу фланговый удар танковых дивизий по Сталинграду? Ведь ни на севере города, ни в его центре ещё не было ни спешно созданных за эти два часа отрядов ополченцев, ни боеспособных подразделений НКВД! Сталинград в том случае было бы некому защищать. Спасти город от быстрого захвата тогда могло лишь чудо, и оно, кстати, и произошло. Но какова цена этого чуда? Однако победителей не судят!

«Документы отсутствуют» из-за халатности

- Вы потратили много сил и времени на поиск без вести пропавшего на войне родного деда. К чему привели поиски?

- Когда на пороге 70-х годов прошлого века я взялся выяснить судьбу моего деда Павла Ивановича Коротова, то даже примерно не представлял, насколько долго затянутся поиски. Вводные данные были таковы. Рядовым мой дед ушел на фронт из Сталинграда в сентябре 1941 года и начал воевать на Украине. Лишь раз он навестил семью – летом 1942 года, накануне битвы, когда к южным окраинам города перебрасывали войска и создавали фронт на пути танков Манштейна, пехотных дивизий румын и немцев. На встречу с семьей у него было несколько часов. Больше его дочь и жена не видели. Моя бабушка пыталась разыскать следы деда – всё было без толку. Отовсюду – из военных архивов, музеев – на все запросы приходили стандартные отписки «в списках не значится», «документы отсутствуют» и тому подобное. А между прочим, мой дед воевал в 15-й стрелковой дивизии в составе 57-й армии генерал-майора Толбухина и имел награды. Чтобы установить место захоронения погибшего дедушки, я лично встречался с ветеранами дивизии, объездил все известные мне места боев и братских захоронений. В конечном итоге после всех мытарств я установил и точное место гибели моего деда в феврале 44-го, и заодно место его захоронения у железнодорожной станции «Пичугино» под Кривым Рогом. Это оказалась территория старого сельского кладбища, где в числе 34 фамилий, написанных на гранитной плите братской могилы, он был указан седьмым. В моём поиске параллельно я обнаружил 442 павших в боях моих близких и дальних родственников, в том числе, и многих земляков.

- Что Вы посоветуете тем согражданам, кто решится на поиск таких же, как рядовой Коротов, «без вести пропавших»?

- Каким именно образом искать родственников, я подробно рассказал в выдержавшей несколько изданий книге «Твоя родословная. Кто ты?». Но сразу хочу предостеречь: такой поиск сквозь десятилетия забвения – это адовый труд, и добиться чего-либо, лишь просто рассылая запросы по архивам, не всегда удается. Придётся проводить настоящие расследования, изыскания по методике, о которой знают, скажем, поисковики. Например, в моём случае оказалось, что даже в архивах Министерства обороны у нас не всё в порядке с добросовестностью. Отвечая на мои запросы, работники не сразу обратили внимание на хранившуюся у них же под носом опись с фронтовым донесением, которое шло не на одной – лицевой, а сразу на двух сторонах листка. Вот так вот просто – листок перевернуть и почитать не удосужились! В итоге поиски затянулись на долгие годы. Я теперь подозреваю, что многие наши павшие солдаты и офицеры пребывают в статусе «неизвестных», в том числе и по такой простейшей расхлябанности архивистов. А родственники тем временем давно отчаялись найти своих родных в архивных недрах.

- Говорят, в истории Сталинградского сражения много белых пятен…

- Скорее не пятен – настоящих провалов! Взять ту же 15-ю дивизию и 422-ю Дальневосточную. Они воевали в самом центре Сталинграда в полосе от депо железнодорожной станции «Сталинград-1» до Драматического театра. В рядах 15-й дивизии воевали четыре героя Советского Союза. Только в 2006-м благодаря моим усилиям и за мои средства была установлена мемориальная доска 15-й Гвардейской Харьковско-Пражской стрелковой дивизии . Только в сентябре 2013-го в городе была открыта мемориальная доска бойцам 422-й дивизии, а до этого в Сталинградской битве их как бы словно и не было вообще! В документах и книгах есть упоминания, что в районе фонтана на Привокзальной площади лежит сотня бойцов 57-й армии в виде братского захоронения. Но где оно отмечено на местности? Оказывается – нигде! Останки сотни бойцов «закатаны» в асфальт! И так практически во всем. Но, если мы хотим, чтобы нас и нашу историю уважали, мы её должны уважать и чтить сами. Иначе кто мы тогда – Иваны, не помнящие родства?!

Справка:

Евгений Коротов родился в Сталинграде в 1946 году. Окончил инженерно-строительный институт, трудился в строительных организациях родного города, а также в Норильске Красноярского края. Публицист, пишущий на тему военной истории. Доктор наук. Член Союза журналистов России. Автор документального фильма «Неизвестное об известном в войне под Сталинградом», краевед, поисковик.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах