Примерное время чтения: 9 минут
84

Платить или не платить. 7 секретов успешного воспитания назвала психолог

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ-Нижнее Поволжье №52 25/12/2024
Самое главное – в любых обстоятельствах сохранить живую эмоциональную связь с ребёнком.
Самое главное – в любых обстоятельствах сохранить живую эмоциональную связь с ребёнком. freepik.com

2024-й прошёл в России под знаком семьи. Как её укрепить, что нужно взрослым знать о детях и чем опасно клиповое мышление?

Об этом и другом «АиФ»-Нижнее Поволжье» побеседовал с социальным психологом, старшим преподавателем кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета ГМУ Волгоградского института управления – филиала Президентской академии Ани Хачатрян.

«Это похоже на дрессуру»

– Ани Юриковна, на ваш взгляд, стоит ли давать подростку деньги за хорошую учёбу?

– Вопрос сложный. Если цель только в том, чтобы он начал учиться или учился лучше, то давать деньги – это рабочий вариант, но он похож на своего рода дрессуру: вот сделаешь это – заплатим, сделаешь лучше – заплатим больше, а не сделаешь – не заплатим вообще. Я не сторонник таких мер, потому что в таком случае целью ребёнка будет не получение знаний, а получение денег. Мы смещаем у него мотивы и цели, и тогда надо быть готовым к тому, что если не платим, то он вообще не учится.

Оправдан такой подход будет в том случае, если ребёнок, напротив, уже успешен в учёбе, и родитель хочет просто дополнительно это стимулировать, подчеркнуть важность его усилий. На мой взгляд, лучше такое делать не в денежном эквиваленте. Или пусть деньги будут одним из дополнительных способов поощрения, но не единственным.

– А как тогда стимулировать его интерес к учёбе?

– Нужны другие методы, например, беседа. При этом важно понимать, какие возрастные задачи сейчас решает ребёнок, на каком этапе развития находится, от этого зависит и содержание разговора.

Это не так просто, и не случайно во всем мире сейчас набирает популярность такое направление, как воспитание родителей, когда специалисты передают им базовые знания о возрастных стадиях развития ребёнка, их специфике, возрастных и ненормативных кризисах и т. д. Мне нравится пословица «Не занимайтесь воспитанием детей, они будут похожи на вас. Занимайтесь воспитанием себя». Кстати, и я, и мои коллеги сейчас часто сталкиваемся с тем, что взрослые сначала приводят на консультацию к психологу детей, а потом просят помощи для себя.

Я сторонник того, чтобы показать ребёнку разные пути,  выстроить с ним  возможные сценарии развития событий. Например, ты не хочешь уделять много времени учёбе, тогда следует понимать, что когда окончишь школу, у тебя будет меньше знаний, ниже эрудиция, меньше тем для разговоров с окружающими и пр. Аналогично и с позитивными сценариями.

Не бойтесь поделиться с ребёнком опытом не только своего успеха, но и неудач – так, например, можно признаться, что в школе вы не особо занимались математикой, а потом это привело к тем или иным проблемам в жизни. Родители любят конструировать некий идеальный образ себя: мол, я хорошо учился, и у меня не было никаких проблем с поведением. Но важно, чтобы ребёнок понимал, что родители тоже когда-то были подростками и им не чужды переживания, которые он испытывает сейчас. У родителей тоже могли быть какие-то трудности, проблемы с учителем или предметом. И это нормально, когда он не ухватывает всё сразу на лету и получает четвёрку, тогда как «сын маминой подруги» – пятёрку.

Если денег слишком много

– В последнее время часто приходится читать истории о том, как сворачивают с правильного пути дети богатых родителей…

– Само наличие большого количества средств не означает обязательную дезадаптацию ребёнка. Очень много богатых людей, которые умеют грамотно распоряжаться финансами, в том числе в отношении детей. Но другое дело, когда родители пытаются деньгами компенсировать нехватку внимания или считают, что их задача – обеспечить материальное благополучие, а всё остальное сделают няни, помощницы, учителя и т. д.

 В подобных случаях дети часто незрелы, не умеют распоряжаться деньгами и контролировать свои желания, регулировать свои потребности. Они могут стать мишенью для определённого сорта людей, так как деньги у них есть, многие удовольствия, соответствующие возрасту, им доступны, удивить их, как правило, очень трудно, и они ищут какие-то новые ощущения и иногда находят совсем не то, что нужно.

– Как профилактировать увлечение детей запрещёнными веществами?

– Главное – не терять эмоциональный контакт и связь с ребёнком. Очень важно найти время на обычную беседу с ним, искреннюю, не шаблонную. На это не обязательно тратить час, иногда достаточно 20 минут вечером за чашкой чая, и тогда ребёнок чувствует – здорово, мама и папа со мной в контакте, я не покинут, у них на уме не только работа. Дети моментально это схватывают и сами начинают спрашивать: мама, как у тебя дела, что ты делала на работе, как ты себя чувствуешь?

Есть смысл встроить в свой график время, которое вы проведёте с детьми, записать это в ежедневник и ничего другого не назначать. Это не значит, что нужно «работать родителем» строго по графику, но это позволяет зафиксировать время, которое точно будет принадлежать вам и вашему ребёнку: поход в театр, прогулка с мороженым и т. д.

 Маленькому ребёнку достаточно будет и получаса, даже 20 минут, чтобы посидеть с ним и сделать, например, какую-то поделку. Ему важно просто быть с вами рядом. Например, если вы готовите, пусть просто сидит рядом, лепит колобок из  теста, это для него очень ценно, он в этот момент вам подражает.

Не попасть в сети

– Большую тревогу у родителей вызывают и те опасности, которых исходят от сети…

– Да, сейчас постепенно стирается граница между реальным миром и виртуальным, дети и подростки растут в совсем ином хронотопе — пространственно-временном континууме, нежели выросли современные взрослые. Подростки-блогеры постят в сети очень многое, включая глубоко личное, о чём в обычной жизни у других знают мама-папа и лучшая подруга: например, что у него несчастная или счастливая любовь. Они ведут стримы, демонстрируя разные аспекты жизни, за этим могут наблюдать многие.

Широкий круг общения, куда входит много незнакомцев, несёт опасность. Нужно объяснять детям границы конфиденциальности: говорить, что твоя переписка конфиденциальна только в тех случаях, когда она с людьми мне известными или тебе лично знакомыми. А если ты этого человека не знаешь лично, то не вступай ни с кем в переписку – это вопрос и личной, и финансовой безопасности.

Надо понимать, что люди, которые вербуют подростков, проходят специальную подготовку, они знают, как войти в доверие, какие актуальные темы у подростков, чем можно манипулировать. Потому отношения с ребёнком надо выстраивать в таком формате, чтобы он мог  открыться – пусть не по всем вопросам, это нормально, если подросток несколько отдаляется от родителей, но важно, чтобы он обращался к ним в случае кризиса.

– Многих родителей беспокоит и то, что ребёнок увлекается компьютерными играми, где идёт стрельба, схватки и т. п. Это опасно?

– Есть мнение, что увлечение такими играми со стрельбой может спровоцировать подростка на физическую агрессию в школе, однако есть исследования, которые подтверждают, что с помощью игр агрессию, напротив, можно сублимировать, то есть направить в безопасное русло. Надо понимать, что агрессия свойственна каждому, она помогает очертить границы, отстоять позиции, но важно уметь её контролировать. Мозгу по большому счету всё равно, реально я пошёл в тир и пострелял, или я сделал это в VR-очках, или в игре. Если человек психически здоров и не играет в стрелялки ночи напролёт – это в пределах нормы.

Игры в сети – это целая субкультура, и подросток не просто так становится геймером. Ему важно идентифицироваться, понять, кто он, что ему нравится, примкнуть к группе, которая разделяет его интересы, где его не назовут чудаком и где ему будет комфортно.

– Интеллект сейчас трактуется не как сумма знаний, а как способность к обучению. В этом смысле клиповое мышление, свойственное детям и юношеству, – это вызов интеллекту?

– Тут проблема такая – если даже два десятка лет назад, чтобы изучить тот или иной вопрос, волгоградский студент шёл в библиотеку Горького, брал книгу и читал, то сейчас условный студент скорее обратится к Всемирной сети и Интернет выдаст ему несколько вариантов сокращённой версии той же книги или что-то подобное, короткое и упрощённое. Я, например, как преподаватель, всегда говорю студентам, что Википедия – это плохой источник, и рекомендую им обращаться к электронным библиотекам, учу быть избирательными к тому, что мы читаем.

Если у человека мышление клиповое, его восприятие действительно меняется, им не воспринимается всё, что дольше минуты или двух. Современные подростки привыкли чатиться, иногда им легче что-то спросить через СМС, даже если человек сидит в соседней комнате.

Современным юношам и девушкам порой сложно даже не учиться в длительном режиме, а просто посмотреть фильм.

Клиповое мышление опасно тем, что мы можем получить поколение, которое не осилит гипертекст, не одолеет «Войну и мир» или фильм Тарковского.

Процитирую выдающегося психолога Льва Семеновича Выготского, который говорил, что мышление не завершается в слове, мышление совершается в слове. Потому, если говорить о будущем, думаю, более успешными будут те дети, которые смогут воспринимать не только короткие клипы, но и читать обширные тексты, смотреть объёмные фильмы, и не только «экшны», а реально погружаться в смыслы. Это будет такая условная интеллектуальная элита, и она окажется очень серьёзным образом впереди.

– Какие книги стоит почитать родителям?

– Все книги Людмилы Петрановской, например, «Тайную опору», она пишет очень доступным языком. Также порекомендую Юлию Борисовну Гиппенрейтер – это мэтр отечественной психологии, особо выделю книгу «Общаться с ребёнком. Как?». И ещё всегда советую почитать «На стороне ребёнка» французского детского психоаналитика Франсуазы Дольто, там есть очень важные идеи.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах