Как удачно сделать «портрет» ядовитой змеи и при этом не пострадать? Ответ на этот вопрос и опыт в этом опасном деле есть у жителя Волгограда. Станислав Шинкаренко работает в Федеральном научно-исследовательском центре агроэкологии РАН. Занимается геоинформационным моделированием сложных экосистем. А в свободное от работы время или во время командировок на Кавказ, в дельту Волги, пустыни Заволжья снимает живую природу. Даже существа малосимпатичные для обывателей - змеи, ящерицы, лягушки, насекомые - превращаются в его объективе в прекрасных моделей. Не случайно его работы часто печатают в популярном издании «National Geographic Россия».
«Моральные страдания» кузнечика
«Моё детство прошло в небольшом городке Михайловка Волгоградской области, на берегах богатой живностью речки Медведицы, - рассказывает Станислав. - Ездил с отцом на рыбалку или на пасеку. Утолить интерес к растениям, насекомым и птицам не могли ни родители, ни учителя. Стал штудировать популярные энциклопедии. Под влиянием трудов французского энтомолога Жана Анри Фабра даже начал собирать коллекции насекомых. Но чтобы фотографировать живых существ? Такое даже в голову не приходило!»
Кошачья змея и «гордая» ящерица. Дикая природа в объективе фотографа | Фотогалерея
Всё изменилось 10 лет назад, когда Станислав приобрёл цифровой фотоаппарат и попытался на него запечатлеть всё подряд в необычном ракурсе - дрожащие на паутине капли влаги, птиц в полёте, лягушек.
«Самыми удобными объектами оказались насекомые и рептилии, - улыбается Станислав. - Они не статичны, грациозны, настолько погружены в свой сложный мир, что часто не замечают засевшего где-то поблизости наблюдателя с фототехникой».
«Портрет» самого крупного кузнечика Европы - степной дыбки - опубликовало издание «Foto&Video».
«Однако специалисты дикой природы раскритиковали работу, - вспоминает с улыбкой натуралист. - Один эксперт договорился до того, что я повёл себя с краснокнижным насекомым неэтично, заставив кузнечика испытывать... моральные страдания. Мол, насекомое должно смотреться на снимке естественно, а тут явно защитная поза».
Потом была очень удачная фотосессия филина. С ним Станислав столкнулся случайно. Бродил как-то летом в одной из балок вблизи озера Эльтон. Рядом раздался приглушенный «угукающий» и «фыркающий» звук. Среди высокой травы Станислав увидел торчащие кисти ушей. Степная лиса? Шакал? Оказалось, филин, который позировал довольно долго подобравшемуся на 10 метров человеку.
Фото с риском для жизни
Теперь за удачными «портретами» рептилий фотохудожник охотится целенаправленно. Километры исходил вдоль речки Медведицы, чтобы в кадр поймать редкую в наших краях ядовитую змею - гадюку Никольского.
Если все ядовитые змеи Нижнего Поволжья достаточно миролюбивы и в 90 случаях из 100 первыми не нападают, то совсем другое дело - одна из самых опасных змей, гюрза. Шинкаренко удалось её заснять этим летом в предгорьях Восточного Кавказа в Дагестане, в государственном биосферном заповеднике.
«Взрослые особи бывают до двух метров в длину и довольно агрессивны! Змея опасна не только ядом, но непредсказуемым поведением. Затаившись в траве и расщелинах каменистых склонов, совершает оттуда непредсказуемые броски-нападения. Часто укус гюрзы заканчивается смертью человека», - рассказывает Станислав.
Когда-то, говорит специалист, в СССР гюрз отлавливали и содержали в специальных серпентариях, где от них получали яд для препаратов на основе противогюрзовой сыворотки. Сейчас с препаратами от укуса гюрзы ситуация патовая: импортные весьма дороги и к нам в страну почти не завозятся, а отечественных серпентариев давным-давно нет. Остаётся лишь одно - при поездках в «гюрзоопасные» места полагаться исключительно на собственную осторожность - случись что, доктора могут не спасти.
Работы Станислава Шинкаренко не раз публиковал «National Geographic Россия». Так, издание размещало целую фотоленту волоградца, посвященную маскировке представителей фауны на различных ландшафтах.
«Отправляться на съёмки за рубеж? Не вижу смысла. Здесь ещё очень много интереснейших объектов для съёмки - птицы, рептилии, фантастические ландшафты! У нас натуры и объектов для съёмок хватит надолго!» - говорит Шинкаренко.
Маним на сироп
Советы Станислава Шинкаренко начинающему фотохудожнику дикой природы.
1. Не спешите покупать дорогую камеру. Начните с «мыльницы» с макрорежимом или суперзумом. В процессе поймёте, ваше ли это призвание.
2. За птицами, животными, насекомыми и сюжетами не обязательно ехать за тридевять земель. Всё это можно найти в ближайшем лесопарке. Главное - внимательность.
3. «Героев» съёмки можно подманивать. Для привлечения насекомых можно использовать фрукты или разлитый сироп. Для съёмки птиц можно обустроить зимой кормушки.
4. Чтобы знать, какое животное-птицу-насекомое вы хотите снять, предварительно изучите литературу: что они любят, их повадки и обычаи.
5. При съёмке опасных животных нужно соблюдать осторожность. Например, гюрзы или крупные гадюки могут вести себя спокойно, не проявляя агрессии. Это усыпляет бдительность, и у неопытного фотографа возникает желание приблизиться к змее ещё и ещё. Опасный выпад с укусом может последовать абсолютно неожиданно, а помощи рядом скорее всего не окажется.
6. Для съёмки пугливых животных, например, птиц, нужно использовать специальные укрытия: палатку, шалаш или автомобиль. Многие птицы улетают при приближении человека, но машину могут подпустить на дистанцию, достаточную для получения хорошего кадра.