Вслед за «Химпромом», Алюминиевым заводом, «Судоверфью» тучи сгущаются над первенцем советских пятилеток - знаменитым ВгТЗ.
Продаётся за долги?
В конце мая прозвучала информация о том, что ВгТЗ планируют передать за долги Внешэкономбанку, а его площади после слома цехов отдать под жилую застройку.
«Мы давно выставили на продажу две площадки, по сути их мы отдаём за долги, - заявил Михаил Болотин, президент концерна «ТЗ», в интервью «КоммерсантЪ». - Это Красноярский комбайновый завод и Волгоградская машиностроительная компания (ВМК), их оценочная стоимость - 6 млрд. и 4 млрд. руб. соответственно. Известно, что на эти площадки уже нашлись покупатели - крупные девелоперские компании, намеренные вести на месте промгигантов жилищную застройку».
Региональная общественность слова Болотина восприняла болезненно: «Неужели ставится крест на промгиганте с 85-летней историей, продукция которого - знаменитые ДТ - поставлялась в десятки стран мира?!».
В пресс-службе федерального концерна «Тракторные заводы» сообщение о ликвидации ВгТЗ поспешили существенно подкорректировать.
«Сегодня речь идёт только о перепрофилировании неиспользуемых в производстве площадей, - рассказали в пресс-службе концерна. - О закрытии самого Волгоградского тракторного завода не может быть и речи. После оптимизации предприятия, которая была завершена в 2013 году, производственная деятельность ведётся в одной части завода, в ряде цехов бывшего южного производства. Именно там выполняются все текущие заказы. В то время как северная и прибрежная территории пустуют. Южная площадка и будет продолжать свою работу, ни о какой продаже действующего актива концерна речи идти не может».
Долгая деградация
Учёные кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» Волгоградского технического университета, которые тесно сотрудничают с ВгТЗ многие десятилетия, оптимизм представителей концерна не разделяют.
«Дыма без огня не бывает, поэтому информация о скорой гибели завода появилась вовсе не случайно, - считает Михаил Лященко, доктор технических наук, заведующий кафедрой. - Серьёзные проблемы у предприятия начались ещё 20 лет назад. Не только в Волгограде, во всём отечественном тракторостроении наметилась деградация. Появляется всё меньше новых перспективных разработок, а имеющиеся заводы потребность страны в современной сельхозтехнике не закрывают. Относительно благополучен лишь сектор производства промышленных тракторов. А вот сельхозтракторостроение находится в глубочайшем упадке. На наших российских полях днём с огнём не сыщешь отечественные тракторы - там трудятся лишь современные иностранные машины из Германии, США либо глубокие «старички» советских времён».
«Главный минус ВгТЗ - предприятие так и не прошло необходимую технологическую, инфраструктурную перестройку, которая постоянно откладывалась на потом, - считает Карен Туманянц, экономист. - Последние 20 - 25 лет власти региона и сами владельцы рассуждают исключительно о «спасении Волгоградского тракторного» вместо его реального развития, модернизации. В итоге имеем весьма печальную картину - тот же «Ростсельмаш» при всех своих проблемах вышел на добротный производственный уровень, ростовские комбайны вполне востребованы. В то время как бывший флагман советского машиностроения, наш тракторный, оказался в аутсайдерах. Наши тракторы не конкурентоспособны. А все разговоры о развитии этого предприятия напоминают горькую шутку: жалко отрубать собаке хвост сразу, давайте отрезать его по кусочкам».