842

Грабители не страшны. Как защищены АЗС «ЛУКОЙЛа» от покушений

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Нижнее Поволжье №35 29/08/2018
Масштабную модернизацию технических систем безопасности АЗС в регионе начали ещё в 2014 году. Благодаря принятым мерам несколько попыток ограбления закончились ничем.
Масштабную модернизацию технических систем безопасности АЗС в регионе начали ещё в 2014 году. Благодаря принятым мерам несколько попыток ограбления закончились ничем. Пресс-служба компании «Лукойл»

Время от времени на автозаправочные станции нападают. Мотивы грабителей представить несложно. Вот АЗС с немногочисленными сотрудниками, вот касса с выручкой - дождись ночного времени, ворвись, припугни, и крупная сумма у тебя в руках. Всего и дел, заманчиво. 

Так может показаться на первый взгляд. А на второй? О том, как обеспечена безопасность АЗС, мы беседуем с генеральным директором ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» Юрием Ежовым.

Овчинка и выделка

- Юрий Юрьевич, криминальные инциденты, в том числе со стрельбой и трагическим исходом, на АЗС, увы, случаются. Нередки разбои в странах Европы - Сербии, Румынии, Польше. При этом число нападений на российских АЗС ЛУКОЙЛа стремится к нулю, такова статистика. Почему?

- На большой куш грабителям рассчитывать точно не стоит. Основная масса платежей клиентов на АЗС ЛУКОЙЛа осуществляются в безналичной форме, количество наличных денег в кассе фактически не превышает пяти тысяч рублей. Всё, что сверх, немедленно отправляется в темпокассу - специальный электронный сейф с временной задержкой открывания. Персонал АЗС даже при желании не может открыть его до тех пор, пока не пройдёт определенное время после активации. Сам сейф подключён к системе тревожной сигнализации и автоматически вызывает вооружённую группу быстрого реагирования. Её «подлётное» время составляет лишь несколько минут.

- Это днём, но нападения-то совершаются в основном ночью.

- По ночам на станциях осуществляется так называемый ночной режим: двери блокируются специальным устройством с дистанционным управлением. Поздние клиенты могут войти внутрь помещения АЗС лишь после того, как персонал и охрана убедятся в отсутствии у них агрессивных намерений. Кроме того, стеклопакеты помещения АЗС, входные двери и тамбуры укреплены специальной защитной полимерной плёнкой, устойчивой к пробиванию.

Масштабную модернизацию технических систем безопасности мы начали ещё в 2014 году и годом спустя завершили. Принятые меры давно уже доказали свою эффективность. Например, в разные годы было несколько попыток ограбления наших АЗС в Волгограде, Волжском и Светлом Яре, которые закончились ничем. Во всех случаях грабители просто не смогли проникнуть внутрь помещений и в итоге сбежали с пустыми руками. 

Активно работает наша служба безопасности. Чтобы обеспечить общественный порядок и предотвратить криминальные посягательства, она тесно взаимодействует с правоохранительными структурами на всех уровнях. Кстати, серьёзную, а порой и ключевую помощь в раскрытии преступлений оказывают развёрнутые на АЗС нашего предприятия системы видеонаблюдения высокой чёткости. Так, в 2014 году с их помощью было раскрыто два нападения. Преступники были задержаны и преданы суду.

- А велико ли наказание в таких случаях?

- Наказание за разбой, преду­смотренное российским законодательством, составляет не менее восьми лет лишения свободы. При этом неважно, было ли у преступника в руках огнестрельное оружие или обычная палка. А максимальная добыча грабителя, как мы уже говорили, не превысит пяти тысяч рублей. Люди просто не понимают, что взять практически нечего, а вот свободу потеряют надолго. Так что овчинка выделки не стоит.

Мера ответственности 

- Юрий Юрьевич, нападения на АЗС - дело, увы, традиционное. Но в последнее время возник ещё один вид краж и мошенничества, который связан с введением на автозаправочных станциях новой услуги - постоплаты…

- Действительно, в конце 2016 года на АЗС и АЗК ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» введена система пост­оплаты топлива. Суть её проста: сначала заправляем машину, потом платим. Водителю необходимо приехать на АЗС, сказать заправщику, какой вид топлива и какое количество  литров ему нужно, затем идти на кассу. Пока  клиент оплачивает свой заказ, его автомобиль будет заправлен. Экономия времени налицо. И подавляющее число наших клиентов оценило новую услугу по достоинству.

Однако, по статистике полутора лет, время от времени попадаются недобросовестные водители. Они уезжают с АЗС, не заплатив за товар. Как, например, житель Волжского, который в конце декабря прошлого года заправился дизельным топливом почти на 4 тысячи рублей и скрылся. Разумеется, он был быстро найден и привлечён к ответственности. Ведь наши АЗС, где введена система постоплаты, оборудованы системами видео­наблюдения высокого разрешения. Они позволяют надежно документировать факты отъезда без оплаты, а персонал  станций обучен  порядку действий в таких ситуациях. При этом осуществляется тесный контакт с правоохранительными органами, которые незамедлительно реагируют на сообщения с АЗС.

- Однако наряду с ворами и мошенниками есть и просто забывчивые или рассеянные клиенты. С ними-то как быть?

- Ситуация ситуации рознь. Рассеянным или забывчивым водителям мы идём навстречу. Клиентам, у которых, например, не оказалось достаточно средств на банковской карте, предлагается составить соответствующий документ, которым им отводится несколько дней на погашение задолженности. Во всех других случаях в дело вступает полиция. А это уже серьёзная история, и в неё лучше не попадать.
За такие правонарушения законодательством РФ преду­смотрена ответственность, как административная, так и уголовная. В зависимости от суммы нанесённого ущерба тем, кто уехал, «забыв» оплатить, грозит ст. 158 Уголовного кодекса («Кража») либо ст. 7.27 Административного кодекса («Мелкое хищение»). А в зависимости от обстоятельств совершения - ст.161 Уголовного кодекса («Грабеж») либо ст.159 Уголовного кодекса («Мошенничество»).

Я ссылался на инцидент с жителем Волжского, но есть и более серьёзные случаи. Например, в 2017 году полиция вместе со службой безопасности ЛУКОЙЛа задержала группу лиц, которая в течение полугода, меняя номера на автомобиле, а то и вовсе без номеров, совершила несколько увозов топлива без оплаты. Было возбуждено уголовное дело по ст.159 УК РФ («Мошенничество»). Преступники уже осуждены. 

Отвечать всё равно придётся

- Юрий Юрьевич, а не думали вовсе отказаться от постоплаты? Раз уж она провоцирует правонарушения…

- Ну, мы же не отказываемся от ножей, хотя периодически кто-то использует их как орудие преступления. Постоплата является существенным элементом комфорта  для наших клиентов. В абсолютном большинстве это нормальные, порядочные люди, для которых, собственно, мы и работаем, развиваем виды сервиса. Что касается воров и мошенников, то их не так уж много. А будет ещё меньше, как только возможный правонарушитель осознает простую истину: уйти от ответственности не удастся. Никак. А клеймо на всю жизнь останется.

- Мы беседуем незадолго до профессионального праздника - Дня работников нефтяной и газовой промышленности. Что бы вы в связи с этим хотели пожелать своим коллегам?

- От души хочу, чтобы мои коллеги всегда были здоровы и благополучны, чтобы в их домах было тепло и уютно, чтобы родные и близкие всегда их любили. Своим нелёгким трудом они заслуживают этого сполна. C наступающим праздником!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах