Примерное время чтения: 7 минут
107

Есть контакт. Как общественники защищают права пациентов, работая с властью

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Нижнее Поволжье №11 11/03/2020
Доступность медпомощи на постоянном контроле общественников.
Доступность медпомощи на постоянном контроле общественников. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Насколько доступна медицинская помощь для горожан и селян? Как записаться на приём к врачу? В каких условиях лечат в стационаре? Эти и десятки других вопросов общественным организациям, что представляют интересы пациентов, приходится решать каждый день.

О том, как поставлена такая работа в Волгоградской области, чего удалось достичь и какие цели стоят, узнавал «АиФ»-НП».

Под прицелом мониторинга

– Без тесного контакта с властью, взаимодействия по самому широкому спектру вопросов успеха в нашей работе быть не может, – считает член общественного совета при облздраве по оценке качества условий оказания услуг медорганизациями Галина Едигарова. – Я 12 лет занимаюсь вопросами защиты прав пациентов и могу с уверенностью говорить, что такой контакт в нашем регионе есть. Более того, ко мне нередко обращаются коллеги из аналогичных общественных организаций в других областях, и просят, чтобы тот или иной проблемный вопрос мы обсудили здесь со специалистами областного комитета здравоохранения, территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМСа). Они знают, что нас в любое время примут и не оставят проблему без внимания.

От такого взаимодействия пациенты только выигрывают.

– Недавно ко мне за помощью обратился пожилой житель одного из отдалённых районов области, – приводит пример Галина Алексеевна. – Мужчина рассказал, что ему необходимо посетить в Волгограде сразу двух узких специалистов, и важно сделать это в один день. Мы вышли с этой проблемой на руководство медучреждения, вопрос был решен положительно, все экспертные заключения пациент получил в один день.

Случаев такого «точечного» реагирования на многочисленные проблемы горожан и селян у общественников сотни, но вместе с тем они ведут большую системную работу. Так, общественный совет по оценке качества условий оказания услуг медорганизациями регулярно мониторит состояние как поликлиник, так и стационаров Волгограда и области.

– В прошлом году мы проверили 62 медорганизации, – говорит Галина Едигарова. – Выясняли, оборудованы ли они пандусами и вообще насколько удобная среда в них создана для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы проверяли, как в медучреждениях работает кнопка вызова – ею должна быть оборудована каждая больница или поликлиника. Места для ожидания приема у врача, наличие питьевой воды, доступность и  чистота санитарной комнаты, возможность записи к врачу, полнота информирования на стендах – все эти и другие моменты мы внимательно отслеживаем. В свою очередь, облздрав создает нам для этого необходимые условия.

Обратная связь

Некоторые проблемы, отмечают общественники, удаётся решить весьма оперативно. Например, в одной из стоматологических поликлиник Волгограда они обратили внимание на то, что информация о платных и бесплатных для пациентов услугах была размещена некорректно, могла возникнуть путаница. Сообщили в комитет – вопрос был решён.

Или увидели, как в одном из лечебных учреждений региона удачно решили деликатный вопрос с оповещением, что туалетная кабинка для пациентов занята или свободна. Замки там ставить по нормам нельзя, но и с незапертой дверью людям находиться некомфортно. Выход оказался простым: на двери туалетов в одной из больниц просто вешали табличку. На одной стороне было написано «Занято», на другой – «Свободно». Удобно, просто – перевернул табличку, и никаких замков не надо. Этот опыт по совету общественников переняли и в других медучреждениях региона.

В ходе мониторинга стал очевиден и ряд проблем. Например, необходимость нового здания для областного хосписа, что находится на Горной поляне в Волгограде. То же самое можно сказать и о здании физиотерапевтического отделения областной клинической больницы № 3, а также стационара третьей горбольницы. Эти учреждения расположены в зданиях – исторических памятниках, приспособить их к нуждам больных не разрешает закон. Замечания общественников помогают сформировать план модернизации здравоохранения, включить в него самые значимые объекты.

О чём душа болит

Качество медицинских услуг и лекарственное обеспечение – эти две проблемы беспокоят пациентов больше всего. Но есть позитивный момент – страховые медицинские компании в последние два года активно  принимают участие в реализации прав застрахованных граждан, следят за объёмом и качеством предоставляемой медицинской помощи, особенно для онкологических пациентов.

– Проблем в этой сфере, конечно, хватает, но их решение вышло на новый уровень, – говорит Галина Едигарова. – Что касается лекарственного обеспечения, то здесь мы тоже постоянно поддерживаем контакт с органами власти. Например, у нас была большая проблема с обеспечением лекарствами детей, страдающих рассеянным склерозом. Благодаря совместным действиям удалось закупить для них препараты на два месяца вперед. Также благодаря большой работе был составлен список из 12 редких заболеваний, где дорогостоящее лекарственное обеспечение отнесено к федеральному уровню.

Общественники ведут и работу по  улучшению действующего законодательства. Например,  сейчас пациент сдает анализы и при подготовке к госпитализации, и при поступлении в стационар. Это означает не только затраты времени и сил больных, но и трату значительных бюджетных ресурсов. По мнению общественников, разумная оптимизация в этом вопросе нужна всем сторонам.

За круглым столом

Вопрос экономии времени и сил вообще для медицины один из самых больных и актуальных. Тут надо отметить ещё один важный плод совместной работы: получить льготные препараты пациентам теперь стало гораздо проще. Если раньше каждый льготник должен был ежемесячно посещать терапевта для выписки одного и того же лекарства, то сейчас врач имеет право выписать ему препарат на три или даже шесть месяцев сразу. Новая норма помогла сэко­номить и пациентам, и поликлиникам массу времени и сил.

Общественники знают: многие проблемы в отрасли носят системный характер, их не решить на региональном уровне. Речь идёт о таких вопросах, например, как нехватка врачей или специалистов, что создаёт трудности с получением медпомощи для селян.

Для более эффективного решения вопросов необходимо усиливать взаимодействие с властями, обсуждать все животрепещущие моменты за единым круглым столом с первыми лицами области – это мнение общественников. Такой многосторонний диалог помогает найти порой неожиданные решения и ресурсы для самых актуальных проблем здравоохранения. 

Куда обращаться пациентам

Комитет здравоохранения Волгоградской области

Горячая линия по лекарственному обеспечению, тел.: (8442) 24-72-98, 24-73-25 (круглосуточно);

Горячая линия по вопросам организации медпомощи, тел.: (8442) 24-73-13  (с 8 ч. до 17 ч.), (8442) 36-24-34   (с 17 ч. до 8 ч.);

Приёмная граждан, тел.: (8442) 30-82-70, 30-82-74.

Всероссийский союз пациентов

Горячая линия по защите прав пациентов. Вопросы условий оказания медпомощи, ее доступности, нарушения прав на получение бесплатной медпомощи, спецпомощь для инвалидов в регионе. Тел. 8-800-500-82-66 (с 14 до 18 ч. в будни).

Росздравнадзор по Волгоградской области

Горячая линия по качеству медпомощи, лекарственному обеспечению в стационарах, тел. (8442) 33-48-28 (пн.-чт. с 8 до 17 ч., пт. с 8 до 16 ч.).

ТФОМС Волгоградской области

Вопросы качества и объёма оказания медуслуг, тел. 8-800-100-12-25.

Комментарий
Первый вице-президент Всероссийского общества онкогематологии «Содействие» Андрей Солодовников: «В рамках деятельности Всероссийской общественной организации мне приходится много выезжать в разные регионы нашей страны, и есть возможность оценить взаимодействие общественных организаций и органов власти в других регионах.В Волгоградской области нет сложностей во взаимодействии с ТФОМСом, Росздравнадзором и, главное, с областным комитетом здравоохранения. То, что власти идут нам навстречу, слушают и слышат нас, дает возможность решать самые острые вопросы. В частности, пациентским организациям удалось в корне изменить ситуацию, когда больным массово отказывали в выписке льготных лекарственных препаратов в случае их отсутствия в фармсети региона. Сейчас таких жалоб крайне мало, и это дало возможность получить более объективную картину лекарственного обеспечения региона».

Глас народа
Пенсионер Анна Рябченко (Волгоград): «Я получила путевку в санаторий как инвалид, но когда стала узнавать, какой курс предстоит, то выяснилось, что помощь окажут не совсем по моему профилю. Не знала, что делать – вроде и от путёвки отказываться не хочется, но и помощь нужна специализированная. В пациентской организации мне подсказали, как поступить, куда обратиться, чтобы получить профильную путевку. Я очень благодарна за содействие и внимательное отношение».

Материал подготовлен к рамках проекта «Медицина ХХI века»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах