Как не поддаться унынию – за таким советом идут к сельскому священнику отцу Николаю Балакшину.
Для местных жителей села Лозного отец Николай Балакшин – батюшка, который всегда «под рукой». Для столичной интеллигенции – поэт с большой буквы, вот уже не первый год занимающий одну из лидирующих позиций на поэтическом портале «Стихи.ру».
Пережившая войну под немецкими обстрелами церковь в селе Лозном Дубовского района стала его приходом. Сегодня к отцу Николаю идут не только со всего села, но и из города едут – кто в радости, кто в горе, кто ландыши у храма посадить, кто подмести. Но все прихожане в один голос заявляют: «Это наш батюшка. Мы его никому не отдадим!». Общими усилиями приводят в порядок храм – побелили, восстановили лестницу на колокольню, начали реставрацию. Хотя вечная проблема отсутствия средств не обходит сельские храмы стороной.
Несмотря на уже летнюю жару волгоградских степей, в храме прохладно. Присели на скамейку, завели беседу. И будто нет здесь времени – у бога на ладони вечность, как сижу рядом с сельским батюшкой, который в самом истинном православном понимании с каждым словом становится всё роднее.
Храмы пустуют
– В последнее время священнослужители всё чаще становятся медийными лицами. Это дань времени или целенаправленная политика церкви?
– Во многом за так называемой медийностью стоит всё-таки проповедь. У нас сегодня некие «ножницы» получаются – церковь отделена от государства, и подобные «выходы в свет» только на благо. И всё-таки заниматься нужно своим делом – храмы стоят пустые. Это, к сожалению, общий показатель. На службы в наш храм приходят по 10–20 человек. Монастыри, говорят, в ещё большем запустении. Бог дал побывать в Болгарии, где на всю Пловдивскую епархию приходится 17 монахов. Для монастыря два – три послушника считается нормой. С трудом поверили, что в Дубовском женском монастыре у нас около 30 насельниц.
Проповеди не хватает, а зло-то не дремлет. К сожалению, теперь уже и на село приходят секты – мормоны, свидетели Иеговы, баптисты, пятидесятники. Заявили свободу религиозных отношений – получите. Такая же ситуация, как сейчас, была век назад перед революцией. Свободомыслие, предполагающее отказ от вековых традиций, в том числе и православных. Сектантство – это война, цель которой завоевание, с одной стороны, душ человеческих, а с другой – экономического пространства. Ведь «десятина», к примеру, в сектах принадлежит ей беспрекословно. Православная же церковь говорит о пожертвованиях, но не требует их.
– Тем временем общество, погрязшее в грехе, ищет уединения в церкви. Или чего-то иного?
– Ищут добрых отношений. Если иначе говорить, приход, особенно сельский, являет собой подобие семьи. Сегодня люди ищут не просто уединения, а доверительных отношений. В деревенскую церковь едут городские, оправдывая желание остаться неузнанным. И сельские стараются уехать хоть в соседний хутор, так как ещё совсем недавно идущего в храм могли осудить: «Вон, сектант идёт!» Не особо разбираясь в терминах, подчёркивали своё общее отношение. В селе живут в большой и порой неблагожелательной семье, где каждый может стать мишенью. Из социальной среды здесь выпасть страшнее, чем в городе. «Вон, погляди, – слышится, – идёт, святой стала. А знаешь, чё вытворяла-то?» Люди бояться идти в церковь – раз пришёл, нужно изменить себя, нужно над душой работать. Поэтому так процветают у нас экстрасенсы, всевозможного рода бабушки-колдуньи. Ведь как просто – пришёл, деньги отдал, результата ждёшь, пальцем о палец не ударив, – простые и понятные товарно-денежные отношения.
Но не всё так мрачно. Ищут в храме и истинных семейных отношений, в которых семья понимается, как малая церковь. Восполняют люди, что разрушено было в советское время, когда место женщины вдруг определили на фабриках, а мужчины заявили: бога нет. Господь стал смирять нас военными действиями, и гордыни резко поубавилось.
Вернуться к потерянному непросто, но зовут в церковь не единожды, а нам всё некогда и некогда. И вот представьте, что вас звали на день рождения, много раз звали, а пришли вы через месяц. Глядь, а праздник-то кончился без вас.
Время подумать
– В какой-то момент православие в России стало модным течением. Покреститься, обвенчаться – тренд такой гламурный. Сегодня ситуация меняется?
– Действительно, было время, когда в продолжительно закрытые храмы народ хлынул. Но время изменилось, и теперь перед венчанием не меньше месяца даётся на познание жизни христианской, на участие в таинствах, богослужениях. При единении мужчины и женщины враг, что за левым плечом не дремлет, начинает нападать с большей охотой. Не зная таинств примирения с богом и друг с другом, люди не выдерживают, и происходит катастрофа – разрыв отношений. А тут ещё такой ответственный шаг. Конечно, он должен быть обдуманным. Брак христианский не на любви ведь основывается в общепринятом её понимании, а на терпении, которое тоже есть любовь. Сегодня чувства, а завтра, мол, не сошлись характерами в церкви не принимается. То же можно сказать и о крещении. Храм – это ведь расширение своего внутреннего мира до уровня Вечности. Нам не до вечности сейчас, увы, но она придёт независимо от наших желаний. И что тогда богатство, достояние, слава? Ничего не дадут. Быть может, об этом говорил преподобный Серафим Саровский, что в последнее то самое время храмы будут золотить, а веры той не будет. Пора остановиться и подумать всем нам. Выполняем механические действия – поклонились, свечки поставили, дав побольше, желательно потолще. Ждём, что будет хорошо. Но будет не так, как мы хотим, а так, как бог даст.
– Искушений всегда у человечества было предостаточно. Как не оступиться?
– По совету святых отцов орган, соединяющий нас с богом, это совесть. Поступающий по совести человек избежит и искушений, и соблазнов. Она всегда подскажет – зашевелилось внутри, значит что-то не так.
– Ваши стихи – это диалог прежде всего с богом или с самим собой?
– Неотделимо это. Стихи, как и молитву, ношу рядом с сердцем. Кого-то удивить нет цели, собрать рейтинги – неинтересно. Хочется, чтобы засаженное поле расцвело. Ведь посадить ещё вовсе не значит урожай собрать.
От храма до дома отца Николая подвозим на машине. Домик более чем скромный – на два окошка. А уже вечером звонок: «Анна, да что ж вы так много оставили на храм!» Это 500 рублей-то.
А сам радуется будущей работе: «Мы на это пожертвование столько сделаем для храма!»
ДОСЬЕ
Отец Николай Балакшин – настоятель сельского храма великомученика Димитрия Солунского Мироточивого, автор сборника стихов «От сердца полноты». Родился и вырос в Волжском Волгоградской области.