«У нас не как в сказке, а по божьему!» – говорит Отец Евгений, настоятель храма Покрова Божьей Матери в хуторе Новомаксимовском Суровикинского района. Хотя местные жители иначе как чудом события, происходящие вокруг храма, не называют.
Имя из прошлого
Странные совпадения вокруг храма в хуторе Новомаксимовском Суровикинского района начались ещё в 2009 году, когда здесь на пустом месте было решено построить церковь. Инициаторами стройки стали уроженцы хутора, ныне занимающие большие должности в Москве, которые решили хоть чем-то помочь своей давно забытой властями малой родине. Местной главе Галине Турченковой предложили начать возрождение хутора со… строительства храма.
Первые чудеса начались сразу после закладки камня под будущую церковь. Это событие совпало с праздником Покрова – и церкви было решено дать имя Покрова Пресвятой Богородицы. «Освятили в Покров, а оказалось, что вернули свою историю», – удивляется Галина Андреевна. Случайно стало известно, что такое же название носила церковь станицы Верхнечирской, находящейся сегодня на дне Цимлянского водохранилища. Перед затоплением почти все жители этой станицы перебрались в Новомаксимовский и считают себя её преемниками. Не так давно «море», как называют здесь Цимлу, отступив, оставило на берегу странный продолговатый камень. Когда присмотрелись, оказалось, что это надгробие, и не просто рядового жителя утопленной станицы, а бывшего настоятеля Верхнечирского храма – священника Леонтия Колышкина. А тут ещё одно совпадение, которое иначе как чудом назвать сложно, – оказалось, один из меценатов, помогающий строить новую церковь – Александр Елисеев, является потомком отца Леонтия. Недавно надгробие перенесли и установили рядом с выстроенным храмом – в назидание и память о священнослужителе.
Штукатурку равняли ладонями
Новый храм строили по нынешним меркам не так уж и долго – всего пять лет. И всё своими силами: материалы закупали на пожертвования жителей и меценатов. Строить решили «на века» – со стенами метровой толщины, как в старину, и колокольней. Отец Евгений, приехавший в хутор уже после начала строительства, своими руками помогал возводить стены храма. Его отдельная гордость – нижний придел церкви, названный в честь великомученика и целителя Пантелеймона. Полукруглые своды, как в древних храмах, и белоснежные стены с необычной фактурной отделкой. «Мы все руки стёрли, чтобы такого эффекта на штукатурке добиться, – рассказывает священник. – В перчатках так красиво не получалось, и нам пришлось ладонями штукатурку растирать». Как ни удивительно, здесь новая только одна икона – Пантелеймона Целителя. Остальные приносили местные жители. «Люди часто сюда спускаются, поставить свечку, помолиться за здоровье родных, – говорит отец Евгений. – Мне и самому нравится здесь служить: электричества нет, и молебны проходят только при свете свечей. Очень тепло и уютно получается». Кстати, за проведение различных обрядов в Новомаксимовской церкви денег не берут. «У нас нет расценок, – говорит отец Евгений. – На входе стоит ящик для пожертвования – если есть средства и желание, деньги кладут туда. Если нет – никто настаивать не будет». Но тут настолько хорошо, что на службу в храм приезжают даже из соседних районов.
Ещё одна странность с храмом приключилась, когда привезли купола. «Высоты нашего крана не хватало, чтобы их поднять, – рассказывает Галина Турченкова. – А денег, чтобы нанять большой, – не было. Но неподалёку, в Калаче, делают мост, и там есть большой кран. Узнав, зачем он нам, строители согласились помочь совершенно бесплатно». В то время, вспоминает отец Евгений, стояла жуткая погода – постоянно шли дожди, а в этот день ещё и дул сильный ветер. Водитель крана развёл руками – под такими порывами поднять купол невозможно. И батюшка предложил помолиться. «Купола освятили, прочитали молитву, и, представляете, ветер стих, тучки над храмом разошлись, и засветило солнце, – рассказывает Галина Андреевна. – Мы даже сфотографировали это: вокруг тучи, а храм солнцем освещён. Быстро установили купола, и сразу после этого небо опять затянуло и снова полило».
Колокола из пуль
А два года назад с необычным вопросом к священнику обратился местный житель Дмитрий Пастухов. Среди хуторян он слывёт чудаком – любит собирать гильзы от снарядов времён войны, которыми усеяны окрестные поля.
Пастухов пришел к батюшке за советом – как использовать это наследство войны? И батюшка предложил отлить из них… колокол для церкви. Меценаты поддержали – ищите, кто сможет колокола изготовить. На сбор необходимого количества металла ушло два года. Набрали 80 килограммов, нашли мастера в Воронеже, который согласился помочь отлить колокола. Железо: гильзы от миномётов, автоматов, гаубиц, священник повёз в Воронеж сам. «Поехал на свой страх и риск, – рассказывает отец Евгений. – Наши полицейские документы на груз подписывать отказались. Но, к счастью, меня ни на одном посту не остановили, а то кто бы мне поверил, что я это на колокол везу?».
Воронежский мастер Олег Радченко с батюшкой заспорил. Утверждал, что с такой большой примесью железа в специальном колокольном сплаве ничего звучать не будет. Это просто невозможно. А отец Евгений ответил кротко: «На всё воля божья. Как господь распорядится, так и будет». Через несколько недель священнику позвонил восторженный и удивлённый мастер: «Представляете – звонит! Да ещё как!». Звук тяжеловесного, 260-килограммового колокола оказался удивительно высоким и громким. Сегодня он разливается по всем полям далеко за пределами Новомаксимовского. Из снарядов был отлит ещё один колокол – поменьше, походный, как в старину было у казаков.
Кстати, недавно один местный фермер, зная об увлечении Дмитрия Пастухова историческими событиями, подарил ему металлоискатель – и в тот же день, испытывая аппарат, парень случайно нашёл захоронение бойца с именным медальоном. Бумага с именем хорошо сохранилась, и сейчас поисковики разыскивают его родных.
«У нас до сих пор какие-то странные совпадения происходят, – пожимает плечами Галина Турченкова. – Вот батюшка ко мне пришёл с просьбой – нужно новое облачение для службы в храме. А денег-то нет. И вот я в Интернете общаюсь с нашей землячкой, живущей в другом городе. А она внезапно предлагает помочь чем-то хутору. Я говорю: батюшке нашему облачение нужно. На следующий день получаю денежный перевод и с ним иду обрадовать батюшку. А в дверях сталкиваюсь с отцом Евгением – у него в руках рекламный каталог с образцами тканей для облачения. Представляете: и деньги, и каталог в один день одной почтой пришли. Разве это не чудо?». Отец Евгений с главой соглашается: «Говорят, чудес нет. Мы их просто видеть не хотим – чудес на самом деле вокруг множество!»