Почему в XXI веке волгоградские коллекторы используют термины и угрозы из лексикона «лихих
90-х»? Пробуем разобраться.
Письмецо в конверте
Чтобы познакомиться вплотную с российскими коллекторами, вовсе не обязательно быть крупным должником – неплательщиком кредита. Скажем, в один прекрасный день в своём почтовом ящике автор этих строк обнаружил письмо, где некие уполномоченные по взысканию долга от лица сотовой компании связи напоминали: я задолжал связистам за «услуги интернет-телефонии» и срочно должен уплатить через банк 1,5 тыс. рублей с копейками. Вся ирония состояла в том, что сим-картой, на которой висел столь солидный долг, я лично никогда не пользовался. Инцидент был быстро исчерпан после официального заявления-претензии на адрес сотового оператора связи.
Но кому-то везёт меньше. Волгоградка Вера Ломакина (фамилия изменена) последние несколько месяцев старается не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Каждый раз мужские брутальные голоса обещают молодой женщине «устроить в случае неуплаты кредита весёлую жизнь, чтобы земля у тебя под ногами горела» – развесить фотографии должницы по всему городу, сообщить родственникам и знакомым какие-то порочащие сведения и даже «сделать так, чтобы ваш ребёнок больше не учился в школе». Престарелую маму Веры Ольгу Алексеевну обещают «выселить из квартиры на улицу в 24 часа из-за долгов вашей дочери-мошенницы» (!). Что характерно – вся вышеприведённая прямая речь принадлежит вовсе не криминальному элементу, а людям особой профессии, имя которым коллекторы. Это своего рода специалисты по «выдавливанию» из клиентов проблемных долгов и кредитов.
«Не уплатишь – пеняй на себя»
«С начала нашей правозащитной деятельности, – рассказывает представитель организации «Кредитный правозащитник» Михаил Алексеев, – к нам обратилось за помощью около 1,5 тысячи человек – жителей Волгограда и области. Но это вершина огромного айсберга! Кстати, как таковая профессия коллектора в нашей стране ещё не сложилась. Имеющийся в думе законопроект о коллекторской деятельности также ещё не легализован. В итоге сбором долгов кредитного учреждения занимаются подчас все, кому не лень. Иногда это бывшие милиционеры, следователи. Но это ещё лучший вариант. Мне показывали записи, где волгоградцам напрямую угрожали физической расправой!» В телефонных беседах с должниками такие, как выразился Алексеев, «сборщики» долга представляются то судебными приставами-исполнителями, то «службой безопасности банка», то ещё бог знает кем, кем они на самом деле никогда не являлись.
«Та нормативная база по коллекторской деятельности, – поясняет Алексеев, – что существует, всё-таки задаёт определённые «правила игры». Во-первых, коллектор должен в доходчивой форме напоминать о существующем долге и подводить человека к мысли о его выплате. Но никакого шантажа с описанием «египетских казней» для родственников с угрозами для жизни и безопасности клиента, как в историях выше, звучать не должно.
«Взаимоотношения всех участников рынка кредитования должны быть цивилизованными. Рано или поздно они такими непременно станут».
ЦИФРЫ
Около 1000 организаций, называющих себя коллекторскими агентствами, насчитывается сегодня в России. В Волгоградской области таких фирм, по некоторым оценкам, не менее полусотни.
НА ЗАМЕТКУ
– Если у вас просрочка по кредиту, не верьте любым устным угрозам, что за это вас якобы упекут в тюрьму, навсегда внесут в «чёрные списки» всех банков мира – это также абсолютно пустые слова. По поводу любого сомнительного штрафа, неустойки обращайтесь в органы Роспотребнадзора и правовые центры;
– Не бойтесь беспристрастного и открытого судебного разбирательства с кредиторами.
– Вы не обязаны пускать коллекторов к себе в квартиру, ведь это ваша личная территория.
– Не подписывайте никаких документов, которые вам предлагает подписать долговое агентство.
– Записывайте все переговоры на аудио или видео. Нелишним будет вести их в присутствии свидетелей.
– О правонарушениях со стороны коллекторов сообщайте в письменном виде в органы прокуратуры по месту жительства.
– Помните: любые звонки ночью, угрозы, шантаж – это уже уголовно-правовая сфера. В таких случаях надо обращаться в правоохранительные органы.