На Россошанском мемориальном кладбище, Мамаевом кургане и мемориалах области покоятся с миром около 400 тысяч павших воинов Второй мировой войны, но, только по официальным данным, их погибло больше миллиона. Очень. Очень много душ до сих пор не упокоены. Функцию находить безвестных героев, чтобы предать их земле со всеми почестями, взяли на себя поисковики.
Работы у них много – только за прошедший год поисковые отряды нашли и перезахоронили останки 56 советских солдат. Как положено – с оркестром, почётным караулом, трёхкратным залпом и заупокойной службой. Поисковики рассказывают, что иногда голоса погибших и эхо страшной войны дано услышать и живым…
«Последний строй»
Обычно поисковая экспедиция длится несколько недель. Хотя приходится иметь дело с захоронениями, настроение у поисковиков светлое, они делают святое дело и чувствуют это. Работа тяжелая и физически, и морально. Всё-таки приходится тревожить дух людей, умерших в мучениях за наши с вами жизни и свободу. За долгую поисковую практику у ребят выработались традиции своих почестей павшим. Так, по словам председателя региональной общественной организации «Поиск» Дмитрия Куфенко, в завершение экспедиции принято зажигать свечи по числу найденных бойцов. Это называется «Последний строй»: участники экспедиции выстраиваются перед зажжёнными свечами в шеренгу и замирают в молчании. Руководитель поискового отряда «Родина» Александр Бурцев добавляет, что иногда взрослые члены экспедиции выпивают по рюмке за упокой души погибшего, возле костей ставят стакан с водкой и накрывают куском хлеба. Чисто славянская традиция.
Байки о странностях и чертовщине на неупокоенных захоронениях, хоть и передаются от поисковика к поисковику, но официально они об этом предпочитают не распространяться.
Зато эти рассказы собрал руководитель Волжской группы по изучению аномальных явлений Геннадий Белимов. Так, по его словам, студентка Волжского гуманитарного института Ольга Андреева однажды во время экспедиции услышала гул и неразборчивые крики, как будто масса народа шла в атаку. Крики не давали спать всю ночь. А утром на том месте, где стояли палатки, обнаружили захоронение – останки советских солдат. Их потом перевезли в Россошки. Кто знает, может, мёртвые пытались докричаться до живых?
Чудеса на обочине
Поисковику Дмитрию из Городища рассказывали, как парочка влюблённых, гуляя по берегу Волги, услышала крики: «Ура-а-а!», «Вперёд!». Голоса тонули в звуках взрывов. Потом ребята узнали, что во время войны в том месте была переправа, солдаты шли в атаку прямо от речного уреза, бросаясь в бой с плотов и из лодок. Под немецкими пулями многие так и остались лежать в красной от крови Волге.
– Мы ехали на «Жигулях» в районе Дмитриевки, – вспоминает руководитель поискового отряда «Сталинградская битва», доцент Волжского филиала Московского энергетического института Дмитрий Наумов. – Метрах в ста от дороги у развалин овощехранилища видим, как из раскопа летит земля. Мелькают лопаты, появляются головы. Подъехали. А нет никого! Сначала подумали: попрятались они что ли? Но нигде не было ни свежих следов, ни людей. А ведь мы, четверо сидевших в машине, ясно видели: идут раскопки. Жутко немного.
Наверное, каждый сам решает, как относиться к таким «чудесам». Заведующий кафедрой психологии ВолГУ Александр Чернов считает, что голоса слышат нездоровые люди. Единственный способ проверить достоверность – записать эти звуки или видения на камеру. Если это невозможно или не получилось, значит, этого не существует.
Священник Игорь Боев полагает, что странные голоса и видения могут быть следствием того, что воины не были похоронены на кладбище по христианскому обычаю. Не зря раньше в местах кровопролитных сражений всегда ставили церкви, где молились за души умерших.
КСТАТИ
У поисковиков, нашедших останки более 50 солдат, можно увидеть звёздочки или треугольники. В прошлом году 50 волгоградских поисковиков были награждены почётными знаками Минобороны, а трое отмечены медалями «За увековечение памяти павших».