В минувшее выходные волгоградские священники провели крестный ход, посвященный одной из самых неоднозначных личностей в российской истории – Николаю II.
Покаяние по-волгоградски
Крестный ход благословил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. В день расстрела царя и его семьи священники и те, кто верит в церковные догматы, начали собираться на молебен в храме Иоанна Предтечи на Центральной набережной за час до начала мероприятия. Несмотря на то, что информация о крестном ходе появилась в волгоградских храмах только за три дня до его проведения, в храме и близлежащем парке очень скоро собралось несколько сотен верующих. По приблизительным оценкам пройтись в покаянном шествии пришло не менее 300 человек. В основном это были люди среднего возраста, но много и молодежи, среди которой была дружина православного лагеря «Дубровка» и молодые казаки. После молебна колонна двинулась по Центральной набережной в сторону храма Всех русских святых на 7-й Гвардейской. Идущие впереди священники запевали молитвы и верующие их подхватывали. Особенно дружно пели «Царь небесный» и «Отче наш». Верующие истово крестились и всем своим видом выражали «покаяние за клятвоотступничество всего русского народа».
В религиозной среде все просто – сказали святой, значит святой. А вот в светском мире дискуссия по вопросу канонизации последнего Российского Императора и его семьи вызывает жаркие споры. Церковь обвиняют в манипулировании собственными догматами и излишней политизации (впрочем, когда это церковь не пыталась вмешаться в политику?). Свои аргументы есть и у РПЦ, но они лишь подтверждают правоту своих оппонентов.
С правом на дискуссию
Для тех, кто плохо знает историю, но безоговорочно верит в церковные догматы, Николай II может и стал святым, а вот отношение его современников к своему правителю весьма ярко выражено в стихотворении Константина Бальмонта, которое тот написал еще в 1906 году. Его произведение «Наш царь», посвящённое Николаю II, оказалось пророческим:
Наш царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждёт.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот
Но в манипуляции сознанием главное не реальные дела человека, выбранного на роль символа, а создание красивого мифа. А укреплению мифа способствуют ритуалы, такие как крестный ход, например.
- Я думаю, что этот крестный ход, как и сама канонизация царя - чистейшей воды политика, - считает политолог, доктор философских наук Александр Стризое. - Николай II просто выбран в качестве символа, призванного создавать привлекательный образ дореволюционной России. При этом он был худший представитель династии Романовых. Во время своего правления его резко критиковали даже члены его семье. Да, возможно он был просто хорошим человеком. Но хороших людей много и канонизируют далеко не всех.
Действительно нет никаких объективных причин причислять его к лику святых. Чудес он не делал, осознанного подвига самопожертвования не совершал. Он пострадал не за христианские убеждения, а как политический деятель. Убийцы ненавидели монархическую власть и боялись ее реставрации. Убийств по этому мотиву, в те жестокие времена смуты и гражданской войны, было великое множество. Так что сама постановка вопроса о канонизации именно Николая Александровича, свидетельствует, что она обусловлена не церковными, но другими причинами.
- Это безусловно право любой конфессии совершать свои ритуальные действия, - считает руководитель фракции КПРФ в Волгоградской областной думе Николай Паршин. Я очень неоднозначно отношусь к последнему российскому императору, который, между прочим, имел прозвище «кровавый» и фактически привел государство к гибели. Поэтому в канонизации Николая II и в подобных мероприятиях как этот крестный ход я вижу больше политики, чем религии. Смена власти и политического режима, как правило, влечет за собой переписывание истории. И зачастую с сильнейшими перекосами, то в одну, то в другую сторону. А правда она всегда где-то посередине. В любом случае история все расставит сама по своим местам.
Впрочем, даже представители православной Церкви не отрицают, что последний российский император не столько святой, сколько «знамя» и символ борьбы.
- Россия совсем недавно вышла из-под ига безбожия и все мы дети того времени. И изживать эти десятилетия богоборчества придется еще очень долго, - говорит настоятель храма Святого Иоанна предтечи отец Олег Кириченко. - На Николае II была прервана законная власть. Мы хотим стать правопреемниками той великой России, которую потеряли много лет назад. А расстрелянный царь олицетворяет и прославляет то время. Так что крестный ход является напоминанием о тех страшных временах, когда власть захватили безбожники. Кстати, проведение крестного хода это не инициатива церкви, а просьба самих верующих.
Так делают святых
Может крестный ход и был организован «согласно просьбам верующих», но не вызывает сомнения, что желаниями своей паствы Церковь руководить умеет. А вот неприятие канонизации Николая II обществом вполне очевидна. Он - личность недавних исторических событий и судят его пока «земными» мерками . Но ведь Церковь строит не временное здание, а дом навека. И в этом строении последний российский император еще совсем новый кирпичик, под которым даже цемент не затвердел. Однако время идет, и он все органичнее будет сливаться с конструкцией, теряя человеческие черты и превращаясь в святого. Так и властолюбивый и жестокий Александр Невский, стал святым и великим «защитником» Руси, не столько из-за реальных военно – политических достижений, подтвержденных историческими документами, сколько благодаря машине пропаганды, в том числе и религиозной.