Политологи уже назвали главной особенностью предвыборной гонки-2014 безальтернативность. Ещё задолго до официальной даты выборов они называют победителя: политическое время уже показывает вторую половину сентября. Но не окажется ли так, что в ответственный день избиратели будут ставить «галочку» назло?
Об этом - в беседе с известным волгоградским политологом Константином ГЛУШЕНКОМ.
Шах и мат
- Из бывшего «красного пояса» мы превращаемся в стерильно-мёртвую политическую зону?
- Зона зоне рознь! Та же Белгородская область, скажем, весьма бедна на политические скандалы, склоки. Но все, кто там побывал, говорят об этом регионе примерно в одном ключе: «Нам бы так жить! Словно в развитой европейской стране гостили!». Безусловно, самый печально скандальный этап своей истории - эпоху губернаторов на два года - мы прожили. Анатолий Бровко и Сергей Боженов за время своего непродолжительного правления понаделали так много имиджево-репутационных, управленческих и прочих ошибок, что практически все шаги Бочарова в глазах избирателей выглядят исключительно правильными. В то время как его оппоненты продолжают нести репутационные потери.
- Почему у нас не прижились теледебаты, где можно было бы рассмотреть личность кандидатов и услышать, что они предлагают избирателю?
- Наша власть сегодня и сильная, и слабая одновременно. Сильная с точки зрения административных ресурсов. Слабая, потому что боится критики, неудобных вопросов, которые обязательно прозвучат. Более того, даже посмотреть на какую-то внятную программу обещаний негде.
- Константин Георгиевич, не получится ли так, что 14 сентября избиратель поставит «галочку» назло? И новым губернатором станет аутсайдер гонки…
- Вряд ли. Нынешняя финансово-экономическая ситуация в регионе такова, что мы находимся на пороге краха, банкротства. Нужны срочные антикризисные меры - по преломлению негативных многолетних тенденций в нашей экономике, финансово-бюджетной, управленческой системе. Нужно навести элементарный порядок в ЖКХ, АПК, здравоохранении, транспорте, дорожном хозяйстве, строительстве, сделать все эти отрасли менее косными и депрессивными. И всё это тот же Бочаров демонстрирует. И не думаю, что он не заинтересован в настоящей борьбе. Ведь зачищенное политическое поле - это очень плохо. Когда, по сути, нет альтернативы, возникают сомнения в легитимности выборов.
Исковые войны
- Борьба за кресла депутатов облдумы тоже навевает мысли о том, что избиратели в этом процессе стали лишним элементом?
- К сожалению, в текущей избирательной кампании борьба политических идей, взглядов, программ подменилась борьбой конкретных личностей друг против друга. Одни действуют через суд: сняты Алексей Зверев, Дмитрий Крылов, Ольга Осипова. Другие ведут непубличную борьбу компроматов. Всё это приведёт к крайне печальным последствиям: избиратель с трудом вспомнит о том, к какой вообще политической партии принадлежит тот или иной претендент. Партии могут получить то, чего они вовсе не добивались, - предельно низкую явку на выборы 14 сентября.
- Ваши прогнозы по поводу КПРФ. Насколько ключевая оппозиционная сила региона сумеет удержать свои позиции?
- Как это ни парадоксально, нынешний громкий скандал с уголовным преследованием Николая Паршина особого вреда КПРФ не причинил. Паршин - лидер относительно новый. Массовый избиратель, традиционно голосующий за КПРФ на каждых выборах, эту политическую организацию по-прежнему ассоциирует с покойной Алевтиной Апариной. Так что всё равно отдаст свои симпатии КПРФ. Но проблема в том, что реальной оппозиционной фракции в областной думе как не было, так и не будет. Оппозиционная политическая работа в парламентах, представительных собраниях любого ранга - сложная, серьёзная и планомерная деятельность. Нужно не только критиковать, но и «проталкивать» свои альтернативные проекты. А с этим-то у думских оппозиционеров всегда беда. Из голосов одиночек альтернативного центра принятия законодательных решений не выстроишь при всём желании.
- Что произойдёт после выборов в сельских районах?
- Есть бездарные и неэффективные управленческие «династии», засевшие в администрациях Котова, Чернышков, Калача, сильно тянущие своими действиями эти территории назад. Есть достаточно внятные думы и управленцы-прагматики - в том же Котельникове, Фролове. В любом случае в сельских районах новых управленцев, депутатов местные жители будут избирать не по партийной принадлежности, а с ориентиром на реальные знания, информацию об этих людях. Поэтому в селе, я думаю, в отличие от областного центра, откровенно бездарных, заворовавшихся, зарвавшихся личностей заново в органы местного самоуправления не выберут.