Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Волгоградской областной думе Станислав Коротков – признанный эксперт в делах экономических и финансовых. Исходя из этого, мы откровенно беседуем с депутатом об основных проблемах бюджета-2012.
Просчёты на миллиарды
– Станислав Владимирович, наша Волгоградская область имеет завидный экономический потенциал, многие предприятия стабильно работают, но вот ситуация с доходами в областной бюджет очень сложная. С чем это связано?
– У нас действительно экономически активный, живой регион с уникальным промышленным комплексом. Но если перейти к причинам сложившейся негативной ситуации, то она формировалась не один год. В докризисные 2006-2007 годы областные власти были самоуспокоены позитивной динамикой роста поступлений в бюджет. Почему мы быстро не выровнялись по доходам по окончании кризиса?
Я вижу здесь несколько причин. Первая – это недостаточно тесная работа с доходообразующими предприятиями. Два солидных налогоплательщика практически ушли из нашего региона: компания «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» – в Астрахань, «РИТЭК» ТПП «Волгограднефтегаз» – в Москву.
Вторая причина объективно вытекает из первой. За счёт того, что работа с налогооблагаемыми организациями ведётся на недостаточном уровне, отсюда у нас спрогнозированные доходы, которые не отвечают реальным параметрам. Так, первоначальный прогноз налога на прибыль организаций, согласно заключению Контрольно-счётной палаты, составлял около 25 млрд. рублей, а реальных поступлений с начала года оказалось лишь 12 млрд. руб. И за три оставшихся до конца года месяца, дай бог, если доберём по этому налогу ещё 4–5 млрд. руб., не больше.
При этом сумма госдолга области достигла исторического максимума – порядка 20 млрд. руб. Сегодня мы, депутаты, стоим перед дилеммой – насколько действительно необходимо снимать с социально значимых статей миллионы рублей и передавать всё это на газификацию.
Сады – детям
– Считаете ли вы, что таким перераспределением мы спасаем программу газификации области?
– Если поставить на весы, с одной стороны – газификацию, а с другой – увеличение количества мест в детских садах, я бы выбрал последнее. И мои коллеги по фракции со мной солидарны. Оперируя только лишь цифрами, могу сказать, что 135 млн. рублей, которые сейчас планируется выделить на газификацию, недостаточно для завершения такого глобального проекта. А для строительства и капитального ремонта дошкольных учреждений они придутся как нельзя кстати. Мною подготовлены поправки ко второму бюджетному чтению, где мы предлагаем перекинуть эти 135 миллионов на две расходные статьи – на инвестирование объектов капитального строительства собственности муниципальных образований и на финансирование расходов на приобретение зданий, проведение капитального ремонта и оснащение оборудованием образовательных учреждений, в которых планируется открытие групп дошкольного образования.
– Есть ли рецепт для исцеления бюджетной недостаточности региона?
– Для этого необходима реальная работа по доходной базе, нужен активный взаимно выгодный диалог с промышленным бизнесом. Нужен режим чрезвычайной экономии, нужны и новые законодательные акты, которые бы работали над укреплением, а не размыванием бюджета. Почему бы нам не перенять опыт тех регионов, где от всех иногородних подрядных организаций требуют временной постановки на налоговый учёт?