16 июня исполнилось сто дней с начала работы Общественной думы Волгограда, положившей старт пилотному проекту «Новая модель местного самоуправления». За короткие сроки новая общественная структура показала свою жизнеспособность.
Это оценили простые горожане, представители власти, экспертного сообщества как на местном, так и федеральном уровне. О результатах работы рассказала Ирина СОЛОВЬЁВА, председатель Общественной думы Волгограда, руководитель регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления.
Настойчивость и результат
- Ирина Анатольевна, какие изменения в работе органов местного самоуправления предложили волгоградцы, опробовав их на собственном опыте?
- Недавно с учётом опыта работы Общественной думы Волгограда были внесены коррективы в Федеральный закон № 131-ФЗ в части, касающейся изменения системы организации местного самоуправления в крупных городах. Основная цель реформы - приблизить народных избранников к простым жителям, к избирателям. Нам удалось это сделать.
Сравните сами: в Волгоградской городской думе - 48 депутатов. А в восьми районных общественных думах - 157. Поэтому депутат представительного органа района имеет больше возможностей познакомиться с каждым человеком, живущим в его округе, узнать, какие у него проблемы.
Стоит отметить, что все депутаты-общественники работают исключительно на общественных началах, не получая никакого вознаграждения. Но для них это привычно. Большинство из них были выдвинуты в наш представительный орган известными общественными организациями - «ОПОРА России», Совет ветеранов вооружённых сил и правоохранительных органов, Комитет народного контроля и т. д. Всего в процессе выдвижения приняли участие около 60 таких организаций. Так что в общественные думы районов и города попали люди с активной жизненной позицией, накопившие большой опыт в решении общественно значимых проблем.
- Общественные депутаты регулярно проводят встречи с жителями. Есть ли отклик?
- Жители рассказывают о проблемах, с которыми раньше обращались в муниципалитеты, к депутатам гордумы, но помощи так и не дождались. В основном это вопросы неудовлетворительного содержания жилого фонда, разбитых тротуаров и дорог, плохого состояния объектов освещения и озеленения, отсутствие детских и спортивных площадок и многое другое. Все обращения регистрируются и анализируются. На их основе уже составлены проблемные карты районов, где отражены самые «болевые точки», на которые власти не реагировали годами. И эти проблемы наши депутаты решают, опираясь на поддержку горожан - своих единомышленников, граждан с активной жизненной позицией.
Один из недавних примеров - дом на улице Загорской, 13 в Тракторозаводском районе. На протяжении пяти лет его жители мёрзли в квартирах из-за неисправной системы отопления, страдали из-за отсутствия горячей воды и терпели комаров и других вредных насекомых, обитающих в затопленных водой подвалах. Обращались к районной власти, пытались воздействовать на управляющую компанию. Бесполезно. В Общественную думу Тракторозаводского района обратились как к последней надежде. Общественным депутатам тоже пришлось приложить немало усилий. На протяжении трёх месяцев мы обращались в прокуратуру, администрацию города, жилищную инспекцию. Именно эта настойчивость вкупе с накопленным ранее опытом работы общественников в отстаивании прав граждан в коммунальной сфере помогли добиться результатов. На днях получен ответ из мэрии Волгограда о том, что в доме отремонтированы системы отопления и водоснабжения, а также осушены подвалы и уничтожены насекомые. Сами жители это подтвердили.
Депутаты Общественной думы Волгограда одними из первых заявили об угрозе экологической катастрофы, к которой могут привести неисправные очистные сооружения на острове Голодном. Об этом шла речь на заседании «круглого стола» в Общественной думе Волгограда, где экологи-эксперты впервые обнародовали тревожные факты, чем грозят городу нечистоты, стекающие в Волгу. Эти данные были озвучены в СМИ и вызвали большой общественный резонанс. Вскоре после этого природоохранная прокуратура обратилась с иском к администрации города, потребовав провести ремонт третьего блока очистных сооружений на острове Голодном.
- Общественная дума Волгограда существует лишь три с небольшим месяца. Каких реальных результатов удалось добиться за столь короткий период?
- Главное, нам удалось добиться, чтобы действующая власть прислушалась к мнению общественности. Например, в настоящее время у города отсутствует глубоко разработанная стратегия развития. Общественная дума Волгограда обратила на это внимание городских властей. И мы видим, что уже сейчас администрацией города создана рабочая группа по разработке стратегии развития Волгограда. Свои предложения по этому документу готовят и общественные депутаты.
Решением городской думы обязанность по оплате коммунальных услуг коммерческих структур, организующих школьное питание, легла на сами учебные заведения. Депутаты городской думы поддержали обращение своих коллег депутатов-общественников удовлетворить представление прокурора по отмене этих льгот. Сегодня мы внесли в гордуму предложения по изменениям в порядок организации школьного питания в пользу бюджетных учреждений, и администрация города с ними согласилась.
Длительное время администрацией города не финансировалась программа «Чистая вода». Многие граждане знают, какие проблемы с качеством питьевой воды возникли в городе в прошлом году. После обращения Общественной думы на ремонтные работы выделена необходимая сумма для проведения первоочередных мероприятий.
Горожане помнят, как в марте после очередного потепления в Волгограде полностью отключили отопление, а когда вновь похолодало, решили больше не включать - мол, весна наступила, можно и потерпеть. А жители в это время продолжали мёрзнуть. Общественная дума Волгограда обратилась к прокурору области, после чего городских коммунальщиков поправили.
В соответствии с замечаниями Общественной думы улучшилась практика проведения общественных слушаний в части использования для этих целей помещений большей вместимости, увеличения количества участников из числа рядовых граждан. Работа по улучшению организации этой важной формы общественного контроля продолжается. Это очень важно, так как мнение жителей при принятии органами власти решений должно обязательно учитываться. Всего за три с небольшим месяца работы Общественная дума направила в адрес главы Волгограда и администрации города свыше 30 обращений. Сегодня можно констатировать, что все они рассмотрены и учтены в работе муниципалитета.
Планы на будущее
- Общественная дума Волгограда является пилотным проектом. А когда двухуровневая система местного самоуправления приобретёт уже силу закона?
- В Госдуме уже принят федеральный закон об изменениях в организации местного самоуправления в нашей стране. Перед этим законопроект широко обсуждался в регионах и экспертным сообществом, в частности, на заседаниях рабочей группы по совершенствованию системы организации местного самоуправления, которая была создана Всероссийским Советом местного самоуправления и Общественным конгрессом муниципальных образований для реализации поручений, данных по итогам Послания Президента РФ. В них принимали участие и представители Общественной думы Волгограда и дали свои предложения, касающиеся прежде всего укрепления районного звена, расширения полномочий районных муниципалитетов и их финансового обеспечения. Следует отметить, что федеральным законом предусмотрено несколько моделей организации местного самоуправления. Причём право выбора такой модели предоставлено субъекту РФ. Соответствующие поправки в порядок формирования местных органов власти в сельских районах области уже приняты депутатами областной думы нашего региона.
- Если в Волгограде будут сформированы муниципальные органы власти по новой модели, то что станет с районными и городской общественными думами? Они прекратят своё существование?
- Прежде всего хочу напомнить, что в мае Государственная дума приняла в первом чтении законопроект «Об основах общественного контроля в РФ». В соответствии с этим законом, когда он окончательно вступит в силу, Общественная дума Волгограда станет органом общественного контроля и вполне может продолжить работу уже в этом качестве. Как показывает опыт, деятельность общественного представительного органа положительно воспринята гражданами, по их обращениям общественные депутаты ставят вопросы перед органами местной власти и в ряде случаев добиваются их решения в интересах населения. Да и для самих депутатов-общественников работа в Общественной думе является хорошей школой, которая готовит их для возможной дальнейшей деятельности в муниципальных органах власти. Думаю, что многие сегодняшние депутаты-общественники примут участие в выборах наравне с другими кандидатами и у них есть хорошие шансы стать депутатами муниципальных представительных органов.