Примерное время чтения: 5 минут
2075

Лингвист Николай Шамне: «Способ обогатить речь прост – нужно больше читать»

АиФ-Нижнее Поволжье №49 04/12/2013

В вымышленном чатлано-пацакском языке из кинофильма «Кин-дза-дза!» было всего одно слово - «ку». Им выражали всё. Знаменитая Эллочка-людоедка из «12 стульев» Ильфа и Петрова прекрасно обходилась тридцатью.

О том, сколько слов умещается в лексиконе среднестатистического волгоградца, абсолютно точно знает профессор Николай ШАМНЕ, директор института филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ.

Литературный «новояз»

- Согласны ли вы с теми скептиками, что говорят о глубоком кризисе гуманитарного образования в стране?

- В современном российском вузе гуманитарного профиля есть масса возможностей дать студентам глубокие знания по практически любому языку мира. Другой вопрос, наша языковая среда всё ещё несёт «наследие» речевой свободы «лихих» 90-х.

В бывшем СССР мы были связаны речевыми «ритуалами» и традициями: в газетах, на коллективных собраниях царствовал внешне грамотный, но невыносимо бедный в стилистическом плане официоз. Как только обрушился Союз, всё резко изменилось.

Знаете, есть в немецком языке одно характерное слово «наххольбедарф» - потребность восполнить, наверстать то, чего ты был лишен. Так вот, у нас после 70 лет советского прошлого сформировалась избыточная потребность говорить всё и обо всём, не опасаясь при этом ни цензуры, ни «всевидящего ока» государственных органов. Потребность-то огромная, а вот умение говорить грамотно, по существу, не «растекаясь мыслью по древу», - с этим, как только «оковы рухнули», возникли серьёзные проблемы.

Сегодня у нас в вузовском преподавании культуры русской речи есть такой стандарт или, если хотите, принцип - каждый студент должен хотя бы 3-5 минут связно и грамотно излагать мысли на заданную тему. Хоть о погоде и природе! Если норма не соблюдена - то не будет и грамотного «человека говорящего».

- А что будет?

- Каша в голове часто является прямым следствием каши «на языке» и наоборот. Недавно мои студенты протестировали на богатство речи одно нашумевшее произведение ультрамодного российского литератора. Не поверите, но всё его многостраничное произведение из раздела фантастичного постапокалипсиса состоит из костяка в 600–800 слов с использованием примитивных синтаксических конструкций, где нет ни синонимов, ни антонимов - ничего того, что делает нашу родную речь выразительной. Это, извините, действительно апокалипсис! Уровень владения языком ниже, чем необходимо для получения сертификата, подтверждающего хотя бы элементарное знание иностранного языка. А здесь не иностранец - наш отечественный писатель и блогер.

- Сколькими словами должен пользоваться обычный, рядовой человек?

- Его лексикон должен вмещать примерно 5-10 тысяч слов. Способ обогатить свою речь прост - нужно больше читать хорошей литературы. Начните с 15-20 минут чтения русских классиков в день. Также советую записать на листок слова-паразиты, от которых хотите избавиться - а, ну, вот, значит и др. Постоянное совершенствование и самоконтроль помогут сделать речь богаче и грамотнее.

Мышь забвения

- В пору советской школы ученики отвечали у доски. Сегодня такие «речевые» нагрузки заменяют тестированием на компьютере. Это хорошо или плохо?

- Для развития грамотной речи, развития устойчивых речевых навыков это просто катастрофа! При таком тестировании мы словно тренируем учеников нажимать нужную кнопку на скорость, и больше ничего. А навык грамотно говорить и мыслить атрофируется. В итоге повседневная речь обрастает со всех сторон, как сорной травой, словами-паразитами, междометиями-бессмыслицами, смысловыми повторами и логическими нарушениями. Кнопками и компьютерными мышками грамотно мыслить и говорить не научишь!

- И всё-таки, даже высшая школа у нас не на сияющих профессиональных высотах. Сколько эрзац-юрис­тов и экономистов вузы выпускают в никуда!

- Есть простой способ уйти от этого «условно высшего образования», о котором многие молодые люди почему-то даже не задумываются. Приведу в качестве примера одного своего выпускника, сделавшего успешную карьеру в столице. Вначале он получил диплом переводчика, а уже затем, проработав несколько лет в представительстве крупнейшей австрийской фирмы, сам пришел к мысли о втором высшем. И вскоре поступил на юриспруденцию, чтобы эффективнее работать с договорами, контрактами и так далее. То есть к своему второму - юридическому - диплому молодой специалист подошел эволюционным путём. Вот вам и прямая подсказка новому поколению: хочешь быть экономистом, юристом, менеджером, госслужащим - будь им. Только сначала получи основы знаний по более «приземлённым» и нужным специальностям.

ДОСЬЕ

Николай Шамне родился в Алтайском крае в семье выходцев из немцев Поволжья. Автор более 150 научных работ и монографий. Почётный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник высшей школы РФ. Научные интересы - эколингвистика, социолингвистические аспекты изучения языка и речи. Удостоен гранта Международного союза немецкой культуры в области науки.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах